25 способов улучшить первую главу

1. Каждой книге — по крючку, а первой главе — приманку. Читатель заходит в книжный магазин. Видит интересную книгу. Что он делает дальше? Берет книгу с полки и открывает первую главу (нюхает корешок, гладит себя по пузику и, довольно поуркивая, направляется к кассе…). Или находит книгу (или ее фрагмент) в сети и читает ее там. Так или иначе, прежде чем принять решение, читатель хочет увидеть первую главу. Поэтому ее задача — схватить за шкирку, приковать к батарее и не отпустить. Хотите поймать читателя — позаботьтесь о наживке.

2. Начальство не опаздывает, оно задерживается. Не заставляйте читателя ждать начала праздника в фойе. Он должен прибыть на место действия за секунду до взрыва, прямо перед появлением на сцене главной звезды или сходом лавины. Правило из разряда очевидного и невероятного: первая глава — это начало книги, а не истории. Вы не обязаны начинать с детства героя и чаепитий с куклами (если они не нафаршированы тротилом или героином — тогда можно начать и с чаепития).

3. Супер-пупер-мега-гипер начало, хрясь-трясь — и все лежат! У вас есть ровно одна строчка, чтобы приковать внимание читателя. Используйте ее с умом. Если читатель, пробежав взглядом по первому предложению, цокнет зубом и подумает: «А ведь хорошо сказано!» — он ваш на следующие 50 страниц. Первое предложение — это обещание, это вопрос, это гипотеза. Не тратьте его на умничанье и попытки эпатировать. Первое предложение должно быть интересным. Оно показывает, каким был мир до начала истории, и разрушает его на глазах читателя. Оно как камушек в ботинке, который невозможно вытряхнуть.

4. Между первой и второй… Чем больше читатель читает, тем больше он читает. Подождите вызывать Капитана, сейчас объясню, что имеется в виду. Если вы заставили своего читателя прочитать первую страницу, он прочтет и вторую. Если он прочел первую главу, то, как минимум, с охами-ахами, но прочтет и вторую. Если дотянул до 10 страницы, то и до 20 доживет. И так далее. Хлебные крошки. Регулярно подкармливайте своего читателя, и он, как дворовый кот, еще долго будет ходить за вами. И не забывайте, что первые угощения — самые важные.

5. Улыбаемся и машем, ребята! Если к концу первой главы читатель еще не готов переписать на вашего протагониста дом и машину, то что-то пошло не так. Главный герой не обязан нравиться. Читатель может не знать всего. Но ему должна быть архиважна судьба героя. Заставьте читателя переживать за него! Бояться! Молиться за его благополучие! Покажите читателю, почему он должен не спать из-за этой истории ночами. Дайте ему возможность влюбиться, и он пройдет с вами через Ад и 25 сиквелов.

6. Микрофон в студию! Позвольте герою высказаться. Добавьте диалог. Вкусный. Неожиданный. Яркий, как субботнее утро. Это самый естественный способ познакомиться с героем. Судите сами: вы встречаете нового человека. И дальше у вас два варианта: либо наблюдать за ним, как Джейн Гудолл — за спаривающимися шимпанзе, либо просто подойти и поговорить. Что вы сделаете?

7. Путь к сердцу читателя лежит через конфликт. Дрожжи любят сахар. Мартышки лопают бананы. Вампиры предпочитают школьниц. А читатели питаются болью и страданиями героев конфликтами. Начните с него. Конфликт может быть большим, маленьким, внутренним, внешним — любым. Заставьте мир героев сойти с привычной оси. Добавьте драмы. Первая глава — это не идеальная прямая (а если она, то ваш пациент умер), а головокружительный серпантин без освещения и отбойников, ведущий прямиком на вершину Смертельной Опасности.

8. Ставки сделаны, господа! Но и это еще не все. Просто конфликта мало. Он должен иметь значение для вашего героя. Что на кону? Каковы шансы? Что будет, если герой проиграет? Он потеряет деньги? Любовь? Душу? Кто-то умрет? Не обязательно грузить читателя подробностями дела, дайте ему хотя бы намек — пусть на него повеет холодом от приближающегося айсберга. А если не получилось — плесните человеку виски и не скупитесь на лед.

9. Что? Где? Когда? В первой главе важно установить, где и когда происходят события, чтобы читателя не мотыляло туда-сюда а-ля доморощенный Доктор Кто. Впрочем, бить его по голове вывеской «Добро пожаловать в Лузервилль» тоже не обязательно. Не так важны конкретные названия и даты (за исключением тех случаев, когда именно они и важны), как ощущение времени и места. Уделите вопросу несколько абзацев.

10. Задаем настроение. Первое слово дороже второго, а первое впечатление определяет отношение ко всей книге. Стиль, язык, настроение — сильнее всего это бьет по психике именно в первой главе. С каким чувством читатель должен читать вашу книгу? Подумайте об этом. И задайте нужный тон уже в самом начале. Снова оговорюсь — не надо действовать влоб, грубо и размашисто. Несколько аккуратных росчерков яркой краской — и дело в шляпе. Ведро канареечно-желтой эмульсии вам в данном случае не понадобится.

11. Тема, сестра! Тема! В художественном произведении тема так же важна, как и в реферате. Не обозначив основные тезисы, дальше введения вы не уедете, потому что любое художественное произведение — это аргумент в споре. А тема — его суть, его режущая кромка. Иногда она лежит на поверхности, буквальная и очевидная, иногда — прячется между строк. И было бы совсем не лишним намекнуть о ней читателю уже в первой главе.

12. Крыла-а-атые качели… В каждой хорошей истории имеются хорошие драматические моменты. Герои (а вместе с ними и читатели) то воспаряют в небеса, то ухают в кромешную бездну. Причем каждые последующие небеса и каждая последующая бездна оказываются выше/глубже предыдущих. Но первая глава — это такая финтифлюха навроде китайского шара в шаре: в ней имеются свой собственный подъем, конфликт и падение. При этом она, разумеется, не дает ответа на главный вопрос книги, но и не служит исключительно трамплином для последующих кульбитов. Она в некотором роде самоценна.

13. Начинать с действия или не начинать? Вот в чем вопрос. Одни советуют открывать первую главу движухой, другие настоятельно не рекомендуют… Как быть? Следите за руками, детки, сейчас вы увидите настоящее волшебство. Все дело в контексте. Если читатель толком не понимает, что происходит, динозавры и потоки лавы на улицах Москвы его не впечатлят. Вы можете гоняться за персонажами с бензопилой, пришивать им лишние конечности и гениталии, но читатель лишь зевнет — потому что ему плевать на этих персонажей. Смекаете? Так что да, экшен — это прекрасно, но не раньше, чем вы установите отношения читатель-протагонист.

14. Что у меня в кармане? Итак, действию нужен контекст, а вот для загадки он не обязателен. У вас было такое: вы включаете телевизор, там идет какой-то фильм, явно не первые его кадры, но проходит 30 секунд — и вы уже не можете отлипнуть от экрана. Потому что зацепило. Кто убил Лору Палмер? Кто подставил Кролика Роджера? Вы должны это узнать. И потому откладываете пульт и забываете про пельмени на плите. С книгами это тоже работает. Задайте читателю загадку. И он радостно проглотит последующие простыни описаний и обоснуя в надежде, что где-то там прячется ответ.

15. К черту экспозицию, нафиг предысторию. Не пытайтесь впихнуть в первую главу всю книгу. Пространная экспозиция убивает напряжение, предыстории — это скучно. В первой главе слишком мало места, поэтому ограничьтесь обязательным набором: героем, который заставит читателя сопереживать, загадкой, которая погонит его вперед, конфликтом и интересным развитием событий. Про первого щенка расскажете, когда читателю станет не все равно.

16. Первая подсказка. Загадка, как мы уже выяснили, штука полезная. Но чтобы она сработала, читатель должен быть уверен в ее принципиальной разрешимости. А значит, его надо подтолкнуть в сторону решения — дать малюсенькую подсказку. Не слишком очевидную, но и не чересчур мудреную. Такую, чтобы начал вырабатываться дофамин.

17. Ответ вы узнаете после рекламы. Вернемся к нашему фильму. Варившиеся пельмени уже давно пожарились, финал близок, но тут картинка резко меняется, и вы несколько минут слушаете про наполнители для кошачьего туалета, таблетки для похудения и кредиты с нулевой ставкой. В книге это выглядит не менее мерзко, но при правильном исполнении может пригодиться. В конце первой главы — если вы умеете это делать — используйте клиффхэнгер.

Клиффхэ́нгер (англ. cliffhanger или cliffhanger ending) — художественный приём в создании сюжетной линии (в литературе или кино), в ходе которой герой сталкивается со сложной дилеммой или последствиями своих или чужих поступков, но в этот момент повествование обрывается, таким образом, оставляя развязку открытой до появления продолжения. Этот приём часто используется авторами, чтобы увеличить вероятность того, что зрители будут заинтересованы в продолжении в надежде узнать, чем закончилась история.

18. Короче, Склифосовский! Коротко, напряженно и по делу. Не растекайтесь. Первая глава — это не весь роман, потом будут и другие.

19. Поработайте над дикцией. Об этом можно говорить бесконечно: больше конкретики. Не надо мямлить и юлить. Пишите четко, уверенно, весомо. Для первой главы это особенно важно. Вы должны убедить читателя, что знаете, о чем говорите, что вам можно верить. Читатели любят профессионалов.

20. О прологе… Как бы помягче выразиться? Если можете обойтись без пролога — обойдитесь. А если он все-таки нужен, то напишите его так, чтобы позавидовала любая первая глава. И назовите его первой главой.

21. Умри, но сделай. Если вы писатель, то, скорее всего, умеете не только писать, но и читать. И, возможно, у вас даже есть книги. Снимите десяток с полки, откройте первые главы и прочитайте их. Осознанно. Обращая снимание на то, что работает, а что не работает. Какие приемы использовал автор, хочется ли вам читать дальше — и почему?

22. Это сложно. Написание первой главы кажется непосильной задачей? Это нормально. Так всегда бывает вначале. Но стоит написать первый абзац — и постепенно невозможное становится трудным, потом — посильным, а затем и сделанным. Написать первую главу сложно. Но вы справитесь.

23. Не торопитесь. Больше сил, чем первая глава, может потребовать лишь последняя. На их написание может уйти столько же времени, сколько на все остальные главы вместе взятые. Пока напишешь, пока отредактируешь, удалишь и напишешь заново… Это нормально. Забейте на часы и календарь и просто напишите первую главу правильно.

24. Символ всего. Вы, наверное, уже заметили: первая глава служит как бы символом всего романа. Пробником, мини-копией, декоративной моделью. Другие главы могут позволить себе лишний жирок, лирические отступления и прочие милые глупости, но не первая глава. В ней должно быть все: герой, мотивация, конфликт, тема, настроение, время, место, загадка, действие, диалог — и ничего лишнего. Потому что именно по ней будут судить о всей книге.

25. И ради Святого Патрика, не будьте скучными! Нет страшнее греха для писателя. Вы можете смело проигнорировать большую часть советов из этой статьи, но только не этот. Расскажите интересную историю. Зацепите, заинтригуйте, пробудите любопытство! Нет ничего хуже, чем скучная история про скучных героев в скучном месте — этакое село Занудово Однообразного района Зачем-я-вообще-это-читаловской области. Начните книгу мощно. Начните ее интересно. Чтобы дух захватило. И в пень скуку!

 

Перевод статьи Чака Уендига.

25 способов улучшить первую главу
Метки:    

25 способов улучшить первую главу: 3 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.