АнтигеройСначала немного теории:

Антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Итак, антигерой отличается от просто героя тем, что он не совершенен. И уже поэтому близок и понятен читателям. Не везде вам будут нужны идеальные представители рода человеческого, рыцари без страха и упрека, которые дерутся как Стивен Сигал, играют на гитаре как Стивен Вай, думают как Стивен Хокинг и говорят как Стивен Фрай. Их даже можно не называть Стивенами. Вспомните Макбета, Гамлета, Раскольникова и т.д. У каждого — вагон недостатков, и все равно они нравятся читателям.

В чем секрет? О, он прост. Несмотря на собственное несовершенство, антигерои все равно достигают целей, совершают великие поступки, растут над собой, страдают и любят. Одним словом, они вдохновляют. Хотите еще примеров? Добавим огоньку. Как насчет Кристиана Грея из «50 оттенков серого»? Вот уж чьи тараканы можно грузить бочками. А сколько у него фанаток? Короче, антигерои классные.

Так как же создать совершенное несовершенство?

Трагическая предыстория

Итак, антигерой — личность сложная, с проблемами. Откуда они взялись? Читатель должен знать. Не обязательно посвящать этому целую главу, иногда достаточно и пары намеков на темное прошлое. Возьмем, к примеру, Достоевского и «Демонов». Прежде чем главный герой появляется на сцене, читатель уже кое-что о нем знает и готов к причудам.

Но следовать примеру Федора Михайловича не обязательно. Современный читатель избалован и может не пережить долгой прелюдии. Поэтому лучше сразу продемонстрировать публике вашего антигероя, а предысторию дать чуть позже, тщательно соблюдать дозировку.

Так или иначе, рассказать о герое читателям все равно придется, так как симпатизировать тому, о ком ничего не знают, могут немногие. Не жадничайте.

Тайная слабость

Переходим к самому вкусному. Помимо трагического прошлого, у антигероя также есть слабость, которую он тщательно от всех скрывает. Травма, вредная привычка, одержимость, болезненное воспоминание — что угодно, что сделает его уязвимым для мира. Ахиллесова пята, которая придет к не менее трагическому настоящему.

Герой должен ее осознавать, стыдиться и прятать. У каждого из нас есть нечто подобное, поэтому антигерой и кажется таким понятным и близким. Мы видим в нем отражение самих себя и потому сопереживанием.

По самому больному месту!

Это было ожидаемо, да. Что толку от слабости, если ее не использовать? Ваш персонаж боится отношений? Заставьте его влюбиться! Бейте наотмашь: пусть девушка изменит ему или умрет. Поставьте его на колени и окуните в бездну отчаянья — там может найтись масса интереснейших идей для сюжета. Читатели любят страдания. А еще это помогает оправдывать не самые красивые поступки персонажей. Героя в детстве избивал отец? Ну, теперь понятно, почему он такой агрессивный и на всех бросается. А ну-ка всем жалеть бедняжечку!

События должны раскрывать всю глубину и масштаб трагедии вашего антигероя. И усугублять ее. Только так можно задеть читателя, который уже начал ассоциировать себя с персонажем.

Плохие поступки требуют объяснения

Итак, антигерой прекрасен тем, что мы можем его понять. И простить. Мы понимаем причины его несовершенств, мы сочувствуем его боли — и не удивляемся последствиям. В конце концов, у Анны Карениной были причины изменить мужу, а потом покончить с собой.

Читатель постепенно начинает разделять взгляды героя, и его поступки уже не кажутся такими шокирующими. Пытать плохого парня, чтобы узнать необходимую информацию? Даже убить кого-то?.. Ну, все же всё понимают, верно? Поэтому так важно заранее объяснить читателям, почему герой такой, почему это настолько его терзает — и почему он ни перед чем не остановится, чтобы добиться желаемого. Честь, месть, стремление к свободе иногда могут принимать крайне уродливые формы, но если ваш антигерой удался, читатель простит ему почти все.

Могло быть хуже

Несмотря на все свои недостатки, антигерой все же лучше других. Он не злодей. Он не курит. Он помогает бездомным котикам. А еще можно поставить рядом с ним кого-то еще более отвратительного, на чьем фоне даже замызганные доспехи антигероя начнут поблескивать. Вернемся к Федору Михайловичу. Почему поступок Раскольникова сразу же не отворачивает от него читателей? Ведь, в конце концов, он старушку убил… да только старушка не вызывала особой симпатии.

Хотите создать персонажа, которого будет трудно не любить? Тогда создайте ему в пару такого, которого будет просто ненавидеть. Когда антигерой его убьет, читатели вознесут ему хвалу и забудут про все недостатки. Бэтмена любят за то, что он борется с действительно плохими парнями.

Милый помощник

Но каждому Бэтмену нужен свой Робин. Или, если вам больше нравятся примеры из классической литературы, каждому Шерлоку Холмсу — по доктору Ватсону! Основная функция такого персонажа — возвращать антигероя на рельсы добродетели, когда он рискует совсем зарваться. Этакая ходячая совесть. Воплощение всех тех качеств, которых антигерой лишен.

Но, разумеется, помощник не должен затмевать хозяина. У него будет свой набор недостатков. Он может быть упрямым, глуповатым, чересчур наивным… Этакий симпатичный мягкий пуфик рядом с Железным троном.

Всему есть предел

Каким бы гадом ни был ваш антигерой, он должен оставаться гадом благородным. Джей Гэтсби мог просто убить мужа Дейзи. Да и ее саму, если уж на то пошло…. И, возможно, читатели бы его даже поняли. Хотя не факт. Так или иначе, Фицжеральд решил не рисковать.

Да, антигерой не идеален, но он и не полный псих. Свет и тьма уравновешивают друг друга. Даже у безжалостного охотника за головами есть принципы и собственный кодекс, которые он старается не нарушать. Даже если отец избивал героя в детстве, он не может пинать других малолеток и душить щенков. Матерых псин — пожалуйста, но не щенков. В голове у каждого читателя проходит черта, отделяющая приемлемое от совершенно недопустимого. Не переступайте ее.

 

И последнее. Не делайте из антигероев душек, не превращайте их в тряпок и предсказуемых болванчиков. Они достойны большего.

 

Оригинал: Stephanie Norman

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Антигерой, или Читательницы любят плохих парней
Метки:

Антигерой, или Читательницы любят плохих парней: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.