Поиграю-ка я в адвоката дьявола. По поводу планирования было сказано немало. И спорили на эту тему часто и многие. Но, сколько бы ни говорилось, что план — это всего лишь полезный инструмент, всегда находятся страдальцы, уверенные, что их в чем-то притесняют. Поэтому говорю еще раз, громко и по слогам: писать без плана можно. Нужно ли лично вам — другой вопрос.

Тем не менее, справедливости ради, рассмотрим вариант, когда от плана лучше отступить, а то и вовсе обойтись без него.

В феврале 2014 года в интервью «Сандэй Таймз» Дж.К. Роулинг призналась, что Гермиона осталась с Роном только потому, что ей, Дж.К.Роулинг очень этого хотелось. Достовернее был другой исход. Герои и история вели в ином направлении, но… Но отказаться от заранее придуманного писательница не смогла.

И в этом главный недостаток предварительного планирования. Если слишком цепляться за выстроенные сюжетные перипетии и решения, результат может получиться нелогичным, недостоверным. Стоит ли отказаться от уже придуманного, если текст зажил собственной жизнью и ведет куда-то не туда?

Да. Несомненно.

Без плана и без проблем

История важнее, чем сюжет

Всякая хорошая история начинается с конфликта. А хороший конфликт проистекает из неудовлетворенного желания, страсти. Поэтому история — это, в общем-то, не то, что делает персонаж, а то, для чего он это делает. Движимый страстью герой встречает все новые и новые препятствия, ставки повышаются, напряжение растет, пока наконец мы не добираемся до кульминации и счастливого (или не очень) конца.

И придумывать историю нужно именно в этом порядке. Сначала — причина, потом — сюжет.

На ум приходит известная цитата Брэдбери: сюжет — это не более чем следы, оставшиеся на снегу после того, как ваши персонажи промчались по нему на пути к невероятным целям. Сюжет следует обозревать уже задним числом, а не загодя. Он не может предшествовать действию. Это схема, которая остается, когда действие завершается.

Так что сосредоточьтесь на целях персонажа, на причинно-следственных связях, которые ведут его вперед, шаг за шагом, сцена за сценой. Не нужно насильно тащить вашего протагониста туда, куда ему совсем не хочется и, в общем-то, не очень-то и надо.

Примат контекста

Всегда помните о мотивации. Решения героя должны проистекать из того, что с ним случается, и каждая новая сцена должна быть логичным продолжением предыдущей.

Если по предварительному замыслу ваш герой должен сделать что-то, но в тексте реальных предпосылок к этому нет… забейте на предварительный замысел. Глядя на скупой и безэмоциональный эпизодник, сложно сказать, как та или иная сцена повлияет на персонажа. Возможно, он отреагирует совсем не так как вам показалось сначала.

Позвольте контексту вести вас. Что будет самым логичным в сложившейся ситуации? О чем думает персонаж, чего он хочет в данный конкретный момент? Если вам трудно отрешиться от составленного плана, прочтите книгу с самого начала, как если бы вы были простым читателем, а не автором. Что если бы дальнейшие события никоим образом не зависели от ваших хотелок? Что бы было дальше тогда? Контекст подскажет.

Достоверность и еще раз достоверность

При составлении плана авторы думают, кто и куда пойдет, что сделает, чем все закончится, но при этом часто забывают о логическом обосновании всех этих хождений и деланий. Но история берет свое, контекст диктует, и в итоге получается, что по чуть-чуть, то здесь, то там, герои совершают нечто непредусмотренное. К концу романа этих мелочей накапливается столько, что планом остается разве что слезы промокнуть.

Вашей палочкой-выручалочкой должен стать вопрос: какое действие в сложившейся ситуации для данного персонажа будет наиболее естественным?

Ответьте на него и следуйте за своим персонажем. Неважно, пишете вы по плану или без плана, происходящее должно быть логичным и достоверным. Если герой сам не понимает, зачем делает что-то, читатели тем более себе затылки счешут.

Ружья должны выстрелить

Когда пишешь без плана, самое сложное — уследить за всеми использованными крючками, намеками и предпосылками. Все, что вы пишете, должно иметь значение, влиять на сюжет, раскрывать и изменять персонажей, направлять их… А лишнее — оно всегда лишнее.

И наоборот. Если что-то «внезапно» происходит в конце вашего романа, оно должно быть обоснованно и даже предугадано. Не очевидно, но достаточно понятно, чтобы, узнав, кто убийца, читатель хлопнул себя по лбу и воскликнул: Ну конечно! Как я раньше-то не догадался?!

Возможно, кое-где планчик бы и пригодился…

 

Короче говоря, писать по плану или без плана — решать только вам. Я бы советовала попробовать и так, и так, а потом выбрать тот вариант, который вам больше подходит. Впрочем, не обязательно вообще что-то выбирать, можно совмещать. Например, основная сюжетная линия может быть продумана заранее, а вот побочным дана полная свобода. Или автор может жестко контролировать внешние события, но позволить персонажам самим решать, как с ними справляться.

Ваша книга — ваши правила.

Перевод статьи Стивена Джеймса.

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Без плана и без проблем
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.