Что такое клише? Если верить Википедии, то стандартные образцы словоупотребления, типовые схемы словосочетаний и синтаксических конструкций, а также общие модели речевого поведения в конкретных ситуациях. Очень удобное определение — и объясняет, и наглядно показывает, ведь научная речь практически полностью состоит из клишированных фраз.

Но что русскому хорошо, то немцу — смерть. В нашем случае в роли Ганса выступает язык художественной литературы, где клише — это фу-фу-фу, за которое авторам полагается а-та-та. Все вроде давно с этим согласились, но избавить литературу от заезженных и зажеванных выражений все равно пока не получается. Как клише пробираются в книгу? И как их оттуда вывести?

Избавляемся от речевых клише

1. Откуда берутся клише?

Истоки у лексики а-ля сэконд-хэнд те же, что и у многих других речевых ошибок: лень и невнимательность. Начнем с лени.

Как правило, наиболее употребительное выражение приходит в голову первым. Если автору нужно описать внешность симпатичной девушки, то в ход пойдут золотистые локоны, осиная талия и длинные ресницы, если привлекательного юноши — то тонкие пальцы (иногда с отсылкой к музыкантам, чаще всего — пианистам), мужественный подбородок и пронзительный взгляд.

Ленивый автор тем и ограничится. Ему достаточно, что читатель представит себе очередную Барби (кстати, Mattel начала выпуск кукол Барби с разной фигурой) или Брэда Питта. Он и сам, возможно, только так своих персонажей и видит. Автор же сознательный и трудолюбивый уделит вопросу чуть больше времени и подберет такие определения, которые подчеркнут индивидуальность его героев.

Но даже самый ответственный писатель не может быть начеку все время. К тому же вычитывать собственный текст очень сложно. Глаз замыливается, внутренний голос начинает читать предложения целиком, вместо того чтобы обращать внимание на каждое слово, а то и букву. Проморгать клише в таком случае ничего не стоит. Увы, придется заранее смириться, что какой-то процент ошибок так и останется ненайденным и неисправленным.

2. Боремся с клише

Речевой штамп — ужасно коварный зверь. Как правило, он настолько привычен и знаком, что глаз просто скользит мимо, не замечая его. И, к сожалению, чем проще и быстрее пишется текст, тем выше шанс, что в нем заведется клишеированная лексика. Но, предположим, вам удалось поймать за хвост негодяйку. Что с ней делать дальше?

Разберем на примере выражения «и мир померк у него перед глазами». Признавайтесь, кто использовал его в своей нетленке?

Шаг 1: Что хотел сказать автор?

Главный недостаток клише — размытость значения при стремящейся к нулю образности. В сущности, именно поэтому с ними и борются. Возможно, когда-то штампы были яркими и оригинальными фразами, но со временем стали употребляться так широко, что подчас не ясно, что конкретно имеется в виду в данном случае.

«Мир померк», чаще всего, вылезает, когда кто-то получает по голове. Или когда кого-то настигает неожиданная, но очень неприятная новость. И кажется, что, стоит лишь написать «мир померк», и все уже понятно. Но ничего подобного! Это самообман. В действительности же автор, употребляющий подобные выражения, так и не говорит, что именно произошло.

Например: N. вылетел из седла, и мир померк у него перед глазами. Что вы на самом деле хотите сказать: лошадь понесла, N. не успел ухватиться за луку седла. Внезапно зеленая трава и голубое небо поменялись местами, потом перед глазами промелькнули коричневые доски забора. Сейчас будет больно. Голова N. врезалась в забор. Слава богу, не забыл надеть шлем!.. Пушистая метелка тимофеевки согнулась и щекотнула нос…

Так намного живее, не находите? Не исключено, что вы сумели бы описать падение еще лучше.

Шаг 2: Испытайте то, о чем пишите.

В основе всех правдоподобных описаний лежит личный опыт. Однажды мне довелось свалиться с лошади. До потери сознания дело не дошло, но я прекрасно помню свои лихорадочные попытки удержаться, схватиться за что-нибудь, сменившиеся падением и головокружением на грани нереальности. И эти мысли: я падаю… спиной вперед… плохо, плохо!

Короче, самый простой способ избавиться от клише — писать о том, что испытал. Если вы знаете, о чем говорите, то сможете сказать, что именно произошло. Штампы вам просто не понадобятся. Разумеется, не стоит впадать в крайности и эксперимента ради издеваться над лошадками. Но ведь все мы, наверное, в детстве падали с качелей или получали учебником по голове? Напрягите память и воображение.

Шаг 3: Удаляйте.

Если конкретики все равно не хватает, то просто удалите клишированную фразу. Скорее всего, даже без нее читатель поймет, что произошло. Можете начать следующую сцену с разговора взволнованных очевидцев:

— Слышал, как он головой треснулся? У меня аж мурашки побежали!
— Ага, я думал, что все, кранты. Упал и не шевелится. Ан нет, ты погляди, очухался вроде…

Герой лишился чувств, читатель об этом проинформирован, но клише удалось избежать. Миссия выполнена!

Шаг 4: Удивляйте.

А что если померкший мир означает отнюдь не потерю сознания? Инопланетный корабль закрыл солнце, в Матрице сбились настройки цвета, у персонажа внезапно атрофировались опсины… Придумайте собственный вариант! Подарите вторую молодость затертому выражению.

По мотивам статьи Сидни Скрогхэм.

Избавляемся от речевых клише
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.