1. Лисы существуют. Для древнекитайского крестьянина разницы между обыкновенной лисой и лисой-оборотнем попросту не было, поэтому все, что говорилось об одних, справедливо и для других. И наоборот.

2. Лиса по-китайски звучит как «ху», а лиса-оборотень — «хули«. Но, исходя из п.1, эти слова равнозначны.

3. Цель жизни любой лисицы — отрастить девять хвостов. В среднем на это уходит тысяча лет.

4. Чем старше лиса и чем больше у нее хвостов, тем она сильнее и способнее. Считается, что Девятихвостый лис бессмертен и в мудрости не уступает богам.

5. Девятихвостого лиса еще называют Серебряным, а до той поры окрас у лисы может быть самым разнообразным.

6. Из Китая легенды о лисах распространились по всему востоку, и вскоре, помимо хули, появились также японские кицунэ и корейские кумихо.

7. Наиболее близким аналогом китайской лисицы в европейской мифологии является суккуб.

Лиса-оборотень

 

8. Точно не известны все способности лис-оборотней, но наиболее часто упоминаются следующие: способность принимать человеческий облик, способность прятать хвост и умение повелевать силами природы (особенно водной стихией и растениями).

9. Взаимоотношения лис и людей на протяжении веков развивались по-разному. Где-то люди считали их духами-хранителями и даже поклонялись им, а где-то, наоборот, видели в лис врагов и вредителей.

10. Что лисам нужно от людей — никто точно не знает, но почему-то они очень любят оборачиваться молодыми красивыми девушками и соблазнять юношей. Иногда дело даже кончается браком и детьми.

11. Да, совершенно верно, от союза человека и лисы могут рождаться дети, но они не наследуют лисьих качеств.

12. Мистический характер лисы приобрели, предположительно, из-за того, что их норы часто находились рядом с могилами. Суеверные китайцы, заметив это, приписали им связь с мертвым. И решили на этом не останавливаться.

13. Впервые в китайской литературе Девятихвостые лисы упоминаются в трактате “Книга гор и морей”, который относится к эпохе Хань (206 до н.э. — 220 н.э.). Но это говорит лишь о том, что к тому времени простому народу о лисах-оборотнях уже было хорошо известно.

14. «Засветились» лисы даже в официальных хрониках: в «Истории поздней Хань”, “Истории династии Вэй”, “Истории династии Цзинь”, “Новой истории династии Тан” и т.д. Ну а упоминаниям в художественной литературе и фольклоре нет числа.

15. Лиса-оборотень представлялась китайцу зверем особенным. Вот что о ней говорится в «Книге гор и морей»: Там есть животные, по виду – такие как лиса, но с девятью хвостами, голоса их похожи на плач младенцев. Могут есть людей, (человек же), съевший (такую лису) не боится яда змей.

16. Отношение к лисам уже в тот период было неоднозначным. С одной стороны, они представлялись вредителями: «Край этот страшный – рыжих лисиц сторона» («Шицзин»); с другой же: «Лисы, появившись в стране Цинцюго, ставились в ряд с такими, считавшимися счастливым предзнаменованием, животными, как дракон, феникс, цилинь…” (Хэ Синь).

17. В последующие века китайские летописцы и географы никак не могли прийти к соглашению: добрые лисы или злые и стоит ли радоваться встрече с ними. Уже упоминавшийся выше Хэ Синь предположил даже, что лиса имеет отношение к браку, так как “цзю вэй” (девять хвостов) следует понимать как “цзяо вэй”, то есть “спариваться”.

18. Если Девятихвостый лис ассоциировался с божествами, драконами и фениксами, то лисы помладше не вызывали у народа подобного пиетета, хоть и оставались животным необычными. Встреча с лисой (особенно если она выла или «плакала») была дурным предзнаменованием. Возможно, потому что эти рыжие бестии умели перевоплощаться, «одурачивать» мужчин, вступать с ними в интимные отношения и пить их «жизненный эфир». Не всякому такое понравится.

19. Как именно лисы дурачат, сказать сложно, но известно, что они могут изменять обличья и даже являться в виде призрака (в этом случае люди обычно не выживают).

20. Верный способ распознать оборотня и спастись от него — это подключить к делу собак. Лисы при встрече с ними принимают свой истинный облик и бросаются наутек.

21. Если же вы убежденный кошатник, то можно пригласить даоса — он сможет узнать оборотня и прогнать его. Маги и шаманы также сгодятся, но шанс успешного «экзорцизма» в их случае существенно меньше.

22. Если же в ваши края даосы не заходят, а знакомый колдун уехал погостить к тетушке, то остается надеяться лишь на удачу. Возможно, вам повезет, и лиса-оборотень окажется слишком юной — до определенного возраста они не умеют прятать хвосты.

23. Не стоит на это слишком полагаться, но, говорят, бывали случаи, когда лисы принимали свой истинный облик случайно: во время сна, опьянения или каких-либо экстремальных ситуаций.

24. Главным критерием волшебных сил лисы является ее возраст. Чем она старше, тем большей волшебной силой может обладать, поскольку, чем древнее, тем авторитетнее и ближе к истине.

25. В одном из рассказов из сборника “Записки из мрака” (“Сюань чжун цзи”) говорится: “Пятидесятилетняя лиса может превратиться в женщину, столетняя (может) стать красавицей, (может) стать святой, или (может) стать мужчиной и вступить в отношения с женщиной. Может знать о том, что происходит за тысячу ли, прекрасно владеет искусством обольщения, морочит человека так, что он теряет разум. Через тысячу лет лисе открываются законы Неба, и она становится Небесной лисой”.

26. «На глазок» возраст лисы можно определить по количеству хвостов. Как уже говорилось ранее, они отрастают со скоростью 1 хвост в 100 лет. Разумеется, это лишь примерная скорость, что ясно всякому, кто знаком с математикой.

27. Другим отличием, проявляющимся с возрастом, являются лисьи фамилии. Они разнятся в зависимости от возраста и умений.

28. В “Обширных записках об удивительном” (“Гуан и цзи”) говорится: “У тысячелетних лис – фамилии Чжао и Чжан, у пятисотлетних лис – фамилии Бай и Кан”.

29. Но опять же не стоит на это полагаться. Часто бывает так, что лиса присваивает себе фамилию того рода, в могиле которого живет, или даже выдает себя за человека, похороненного в облюбованной ею для жительства могиле.

r_xnxchsxns

30. Поговорим об умениях лисы. Первым в списке идет способность принимать человеческий облик. Героиня рассказа Цзи Юня говорит , беспокоясь о том, что ее возлюбленный тратит деньги на веселые дома: “Я владею искусством превращений. Могу принять облик любой красавицы, которая приглянется вам, стоит мне хоть раз на нее взглянуть…».

31. Но все не так-то просто. В “Юянских заметках о всякой всячине” читаем: “В древности говорили, что дикая лиса именуется красной лисой. Когда она хочет явиться как привидение, то обязательно кладет себе на голову череп человека и кланяется созвездию Северного Ковша. Как только череп перестает падать, она превращается в человека”.

32. Кстати, там же утверждается, что эти красные лисы по ночам ударяют хвостом и высекает из него огонь.

33. Превратившись в красавицу, лиса отличается от настоящих женщин лишь тем, что не умеет шить. То ли в последние годы стало мало настоящих женщин, то ли лисы расплодились…

34. Но это потом. Вот что говорит лис, герой одного из рассказов Юань Мэя, о первом времени после перевоплощения: «Сначала мы учимся принимать человеческий облик, потом изучаем язык людей. Те, кто учится языку людей, сначала учат язык птиц; учащиеся языку птиц обязательно должны выучить язык всех птиц внутри всех девяти областей в пределах четырех морей. Когда они овладеют этим, то могут понимать язык людей и обрести человеческий облик. На это уходит 500 лет.»

35. Для чего же лисам это нужно? Как правило, для того, чтобы поселиться в доме людей и вступить в связь с кем-нибудь из членов семьи, а иногда — чтобы проникнуть в императорский дворец. Бог весть зачем.

36. Но не все лисы превращаются просто для того, чтобы покрасоваться перед зеркалом или соблазнить соседа. Некоторые не стесняется превращаться в святых и принимать облик даже самого Будды.

37. Не склонные к разврату и святотатству лисы перевоплощаются в ученых мужей или образованных студентов, чтобы продемонстрировать свою утонченность, порассуждать о достоинствах произведений, оценивать их звучание и сущность.

38. Другая «интересная» особенность лис — умение соблазнять мужчин и красть у них жизненную энергию. Приняв облик прекрасной девушки, лиса является к мужчине, очаровывает его своей неземной красотой, талантами, доступностью и вступает с ним в интимную связь.

39. Во время коитуса лиса получает от мужчины его жизненную энергию, что необходимо ей для совершенствования волшебных навыков. Последствия такого рода отношений для человека вполне определенны: светлое начало в его организме насильственным образом убывает, жизненная энергия ослабляется. Внешне это выражается в резком похудании и общей слабости. В конечном итоге человек умирает от истощения жизненных сил.

40. Дотянув тем или иным образом до тысячи лет и отрастив наконец девятый хвост, лиса уходит от суетных страстей мира людей. Она больше не растрачивает себя на отношения с мужчинами.

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Лиса-оборотень: 40 занимательных фактов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.