Пираты

Вот уже одиннадцать лет в Санкт-Петербурге случается Международный Книжный Салон. В основном, это мероприятие для читателей: издательства хвастаются продукцией, проходят встречи авторов с читателями, презентации книг и т.д. На долю писательскую остается относительно немного развлекухи: вручение премий (например, «Рукопись года»), соревнования чтецов и несколько докладов/семинаров на тему «что вообще в мире книжном творится».

Сегодня, например, Максим Рябыко, генеральный директор АЗАПИ (Ассоциация по защите авторских прав в интернете) в рамках круглого стола (стол был прямоугольным) «Год антипиратскому закону: результаты и практика применения» рассказывал о… правильно, о результатах и практике применения вышеупомянутого антипиратского закона. Рассказывал задорно и с блеском в глазах, но картину рисовал не сильно вдохновляющую.

Пираты в процентах

Закон о борьбе с пиратством есть, он даже совершенствуется (например, хотят продавить поправку, чтобы можно было оперативно банить «зеркала» пиратских библиотек, не заводя на них отдельного дела), но за его исполнением государство не следит. Спасение утопающих целиком ложится на плечи самих утопающих. И если крупные издательства могут, заплатив нехилую денежку тому же АЗАПИ, потягаться с пиратами, то мелким издательствам и самопродающимся авторам ловить нечего. Разве что надеяться, что крупные игроки смогут забанить пиратский сайт целиком, но сделать это не так-то просто.

Чтобы потопить книжный фрегат, нужно не меньше 6-8 месяцев. Этого времени достаточно, чтобы наклепать кучу зеркал и поставить пользователей в известность. Вспомним Рутрекер. После блокировки трафик сайта снизился всего на 15-20%, то есть большинство пользователей как качало оттуда, так и качает. То же самое с неуловимой Флибустой, которая меняет уже то ли пятый, то ли шестой адрес, но все равно остается на плаву.

А вот ЛитМиру пришлось подчиниться. Хорошая новость заключается в том, что почти 15% пользователей ЛитМира переключились на легальный контент. Эта цифра приятно удивила самих АЗАПИшников. Конечно, основная масса юзеров просто переползла на другие библиотеки или вовсе отказалась от скачивания книжек, но примерно каждый седьмой «халявщик» сделался добропорядочным гражданином. Это не может не радовать.

Сегодня борьба с пиратами ведется, в основном, точечно. Отслеживают только наиболее ходовой товар. С одной стороны, немного обидно, с другой — лучше, чем нечего. Если 30% пользователей пиратской библиотеки приходят туда, чтобы скачать новую книжку Пелевина, то, стоит ее оттуда убрать, и число пользователей сократится на эти же 30%. А это немало. Причем это имеет аккумулятивный эффект, ведь чем меньше пользователей, тем хуже позиции в поисковиках, а чем хуже позиции, тем меньше пользователей зайдет на сайт. Медленно и неуклюже, но эта штука работает. По данным АЗАПИ за 2015 год, благодаря изъятию бестселлеров из пиратских библиотек посещаемость сайтов ЭКСМО и АСТ выросла в среднем на 90%. Это почти в два раза!

Пираты vs Народ

Но что делать, если вы не ЭКСМО, не АСТ и не Донцова с Пелевиным, а пираты все равно досаждают? Вот что стоит иметь в виду и как действовать.

Самый пиратский поисковик

Во-первых, зайдите на Яндекс. В отличие от Гугла, он не больно-то борется с пиратами и показывает статистику «как есть»: не продвигая легальный контент и не занижая показатели пиратских ресурсов. Некоторых сайтов в Гугле вы просто не увидите при поиске, а многие другие окажутся на 3 (и до бесконечности) странице, куда большинство пользователей не заходят. То есть если хотите узнать, кто вас спиратил, используйте Яндекс. Врага нужно знать.

Умный дальше не пойдет

Во-вторых, обращайте особое внимание на первые три ссылки. По статистике, 95% искателей кликают именно на них (причем на долю самой первой ссылки приходится аж 80% юзеров). Какие сайты имеют самый высокий рейтинг? Постарайтесь засветиться на них. Например, разместите ознакомительный фрагмент и ссылку на сайт, где вашу нетленку можно приобрести легально. То есть хотя бы дайте шанс читателю поступить правильно с наименьшими для себя затратами.

… и люди к вам потянутся

Это, кстати, в-третьих. Если человек хочет купить книгу, он сделает это там, где это проще всего сделать. Пардон за тавтологию и трюизмы. Чем больше вы печетесь о сохранности контента (используете неудобные закрытые форматы, просите станцевать с бубном и подписать кровью договор о неразглашении и т.д.), тем меньше у вас будут покупать. Пираты процветают, в том числе, за счет простоты: зашел, увидел, скачал. В идеале у вас все должно быть еще проще, но это, конечно же, нереально: где-то придется впихнуть еще и «заплатил». Но пусть это будет простым и интуитивно понятным этапом. Пусть результат окажется таким, чтобы покупателю было приятно. В конечном итоге, вам просто придется ему поверить.

Литрес часто обвиняют в том, что он продает книги в открытых форматах, а значит, пираты таскают оттуда контент, вообще не заморачиваясь. Это так. Выложил на Литрес = отдал пиратам. Увы. Но математика тут такая: 15% (возьмем цифру, подаренную ЛитМиром) добропорядочных юзеров вам заплатят. Остальные дождутся, когда книга появится у пиратов и скачают у них. Но сколько читателей купят книгу в закрытом формате при условии, что альтернативы нет? Больше или меньше 15%? А черт его знает. Сужу по себе: моя древняя читалка не умеет адекватно воспроизводить DRM, так что их я в принципе не качаю. Думаю, не только я.

Вот такой расклад. Если вешать всех пиратов — реи не выдержат. Хотите бороться, ублажайте покупателей. Пока только так.

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Немного антипиратской статистики
Метки:        

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.