Почти четыре года назад (в другой жизни и под другим именем) я писала о технической стороне своей писательской деятельности. Проще говоря, о том, КАК именно я графоманю. Если кому интересно, вот он, старый пост: http://mi-pishem.livejournal.com/66670.html?thread=1999470

С тех пор многое изменилось. Например, диван. Теперь он золотистого цвета.

Но будем последовательны. Несколько дней назад я выложила фотографию, на которой видна моя рабочая доска. Она со мной вот уже четыре года — за левым плечом. Нашептывает всякое. Правда, в последнее время работать я с ней стала немного иначе.

Раньше моя пробковая доска служила хранилищем оперативной информации: кратких характеристик персонажей, внезапных идей, а также графиков и таблиц, которые помогали следить за «полноводностью» истории. Теперь она разделилась на две зоны: эпизодник и помойку.

board

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эпизодник — это то, что слева. Каждый листочек — отдельная сцена или событие. И каждый обозначен своим цветом: синим, желтым или зеленым. Кто-то использует маркеры, а я пользуюсь кнопками разных цветов: по одному на каждую сюжетную линию. В «Нефритовой бабочке» три основных действующих лица, поэтому три цвета. Если листочек пришпилен сразу несколькими кнопками, значит в этом месте линии пересекаются.

Почему это удобно?

  • Я знаю, что вы сделали прошлым летом. Я сразу вижу, кто, чем и когда занимался. Если герои действуют параллельно, такая организация эпизодника помогает синхронизировать тайм-менеджмент злодея и протагониста.
  • Чей пирог больше? То, что вы видите на фотографии, — это уже вторая версия нового сюжета. С первым у нас ничего не получилось, потому что большинство кнопок были желтыми, а не синими (синий — цвет главной героини). Благодаря цветовой дифференциации штанов я смогла быстро обнаружить и исправить ошибку.
  • Аста ла виста, бэйби! У каждой сюжетной линии свое направление, у каждого героя — свои цели. Но иногда они пересекаются. Это те эпизоды, которые становятся поворотными точками для основного сюжета книги. На фото видно, что начинают все трое порознь, потом временно сходятся — это конец первого акта. Снова расходятся — каждый занят своим делом, но к концу второго акта сюжетные линии стыкуются уже не попарно, а все вместе. Получается большой бада-бум (который, хочу надеяться, вам понравится). И снова разбегаются, чтобы встретиться в момент кульминации (правая колонка). Как вы видите, эпизодник отражает структуру романа. И, снова, если этого по какой-то причине не происходит, доска тут же это покажет.

Теперь правая часть доски ака помойка. Гениальные мысли приходят, когда им вздумается. Нередко, когда компьютер уже выключен. Тогда я пачкаю бумагу и креплю ее на самое видное место — чтобы не забыть. А потом забываю убирать. Так и рождается хаос… Может, не самое практичное решение, но небольшой беспорядок в рабочей зоне придает ей… рабочий вид. Если бумажек на доске становится больше, значит процесс идет!

Предупреждая вопросы. Медалька не имеет никакого отношения к писательству. Ее я получила за то, что год не заходила в Perfect World (это после шести лет, потраченных на игру). Не бывает бывших алкоголиков, так и не бывает бывших геймеров… мне до сих пор снится Морай. Поддержите меня — 4 июля будет два года.

Едем дальше. Когда я только начинаю продумывать сюжет, то вожусь с доской и маленькими бумажками, на которых записываю основные события. Сначала мне нужно увидеть скелет истории. Когда же я чувствую, что все косточки встали на место, начинается основной этап планирования.

plan

Планы я пишу от руки. Перевожу кучу бумаги, но что поделать… Надеюсь, экологи меня простят. Стопка листов на фотографии — это подробный план «Нефритовой бабочки». Сначала я записываю все, что приходит в голову, «играю» с вариантами и возможностями. Потом переписываю начисто: один двойной листок — один эпизод.

Ну а затем начинается самое интересное. Я сажусь писать. Раньше садилась в уголок дивана, накрывалась столиком для ноутбука и корябала что-то, вглядываясь в одиннадцатидюймовый монитор. К сожалению, за последние несколько лет мое зрение ухудшилось, так что я пересела за стационарный компьютер. А еще я отказалась от Ворда в пользу Скривенера.

screen

Вот примерно так выглядит мой рабочий файл. Слева — содержание: новая версия, старая версия, папка с идеями и материалами. Дальше — основной файл. Правее — вспомогательный. Иногда я открываю в нем старые главы, чтобы свериться с чем-то или скопировать удачный абзац. Очень удобно — не приходится переключаться между окнами. Но самое вкусное находится в правой колонке: счетчик, редактор меток и заметки.

  1. Счетчик, как можно догадаться, считает слова/знаки (пользователь сам задает предполагаемый объем и то, какие файлы стоит учитывать, а какие нет) и цветом показывает прогресс. Оранжевый означает, что пройдена треть пути. Но это мелочи. С этим бы и Ворд справился. Что отличает Скривенер — так это счетчик каждой сессии. Не нужно ничего отматывать, выделять, считать — программа все показывает сама в реальном времени. Лично меня очень мотивирует.
  2. Метками при написании «Нефритовой бабочки» я еще не пользовалась, но в других проектах они пришлись очень кстати. Пропустила кусок, нужно что-то исправиться, сцена просит серьезной переработки? Поставила метку и иду дальше. Когда настает время редактировать текст, сразу можно оценить фронт работ.
  3. Заметки у меня играют примерно ту же роль. Появилась мысль, но нет возможности ее реализовать — записываю. Каждой сцене — отдельный файл с заметками. И еще один — для всего романа.

Я пробовала разные программы для писателей (oStorybook, yWriter, FocusWriter, не говоря уже о Ворде и аналогах), но Скривенер оказался лучшим. Он платный (40$), поэтому я долго думала, прежде чем за него браться, но в конце концов сломалась и не жалею. Кстати, если кто хочет попробовать — у разработчиков очень удобная политика триал-периода. Вам дается 30 дней. Тридцать рабочих дней. Это значит, что если вы станете запускать программу один раз в год, то демо-версия прослужит вам 30 лет. Второй и последующий запуски в течение одного дня не учитываются.

Ну и напоследок — о бэкапах. Скривенер решил и эту проблему тоже. Я сохраняю файл на одном диске, программа упаковывает файлик в архив и сохраняет его копию на другом. По неслучайному стечению обстоятельств эта копия попадает прямиком в папку Dropbox, а это значит, что еще одна копия тут же улетает в облачное хранилище. Просто, элегантно, надежно.

А как пишете вы?

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Пара слов о комфорте vol. 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.