Контрольный список для отзыва на роман

Недавно мы выяснили, как написать четный отзыв и не обидеть автора, сегодня поговорим о содержательной части этого отзыва. Предоставленный список, разумеется, не является абсолютно полным, правильным и единственно возможным. Но от него можно плясать, составляя собственные версии.

Контрольный список

(далее…)

Как написать честный отзыв и остаться друзьями

У каждого была такая ситуация: друг-писатель просит оставить отзыв на книгу, но написать правду рука не поднимается — ведь обидится же! А человек хороший.  Как быть? Ведь вас попросили помочь и, возможно, наставить на путь истинный. Солгать невозможно. Но и написать все, как есть, тоже нельзя. А может, вы просто не знаете, что сказать? Вот о максимально бескровном разрешении этой дилеммы и поговорим.

У меня целая папка разнообразных статей, ждущих перевода, но вот вчера нашла еще одну — и перевожу вне очереди. Потому что актуально до зубовного скрежета. Итак, 8 правил написания честного отзыва, которые позволят вам сохранить хорошие отношения с автором.

Как написать честный отзыв

(далее…)

Удивить читателя: миссия невыполнима

Удивить читателя

О том, как удивить читателя (и хочет ли он на самом деле удивляться), можно рассуждать бесконечно. С одной стороны, в хорошей сцене должна быть хотя бы одна маленькая неожиданность. Если все предсказуемо, то и читать, по сути, незачем. Но в то же время неожиданность должна вписываться в некоторые рамки, а значит, по определению, быть не такой уж и неожиданной. Это сложно. И, боюсь, никто еще не придумал универсальной формулы.

Читатели тоже делу не помогают. Они знают, что вы готовите для них вечеринку-сюрприз, и ждут, что на них сейчас что-то выпрыгнет. То есть вы знаете, что придется удивлять, они знают, что вы попытаетесь… в итоге получается уныло как прабабушкины именины. Но не торопитесь стреляться. Выход есть. Очевидный и старый как мир. Эмоции.

(далее…)

Темп и напряжение

Темп и напряжениеЧасто приходится слышать, что темп повествования и напряжение — чуть ли не самое важное в книге. Все знают, что темп должен отражать замысел автора (высокий — для триллеров, низкий — для эпичного и всеохватывающего), что напряжение должно возрастать, чтобы взорваться подобно трансформаторной будке в момент кульминации. Но очень немного говорится о способах, которыми можно управлять темпом и напряжением. Легко почувствовать, когда в книге что-то не так, а вот поймать ошибку за хвост и исправить — намного сложнее. Но мы попробуем.

Темп. У вас бывало такое, что уже пора собираться на работу, заняться делом, сходить в магазин или приготовить ужин, но ничего не выходит, потому что книга не отпускает? Вы просто не можете отложить ее сейчас. Страницы словно сами собой перелистываются, глаза бегают по строчкам, нос почти касается бумаги? Вы забываете про сон и еду. К моменту, когда книга наконец заканчивается, вы дрожащей рукой берете телефон и записываетесь на прием к психотерапевту.

Неважно, о каком жанре идет речь, умение управлять темпом повествования пригодится всем авторам. Но надо понимать, что универсального решения нет. Нельзя добавить какую-то фразу или эпизод — и книга тут же станет мега-бестселлером. Темп создается сразу на нескольких уровнях: композиционном и сюжетом, синтаксическом и фонетическом и т.д.

(далее…)

25 способов улучшить первую главу

25 способов улучшить первую главу

1. Каждой книге — по крючку, а первой главе — приманку. Читатель заходит в книжный магазин. Видит интересную книгу. Что он делает дальше? Берет книгу с полки и открывает первую главу (нюхает корешок, гладит себя по пузику и, довольно поуркивая, направляется к кассе…). Или находит книгу (или ее фрагмент) в сети и читает ее там. Так или иначе, прежде чем принять решение, читатель хочет увидеть первую главу. Поэтому ее задача — схватить за шкирку, приковать к батарее и не отпустить. Хотите поймать читателя — позаботьтесь о наживке.

2. Начальство не опаздывает, оно задерживается. Не заставляйте читателя ждать начала праздника в фойе. Он должен прибыть на место действия за секунду до взрыва, прямо перед появлением на сцене главной звезды или сходом лавины. Правило из разряда очевидного и невероятного: первая глава — это начало книги, а не истории. Вы не обязаны начинать с детства героя и чаепитий с куклами (если они не нафаршированы тротилом или героином — тогда можно начать и с чаепития).

3. Супер-пупер-мега-гипер начало, хрясь-трясь — и все лежат! У вас есть ровно одна строчка, чтобы приковать внимание читателя. Используйте ее с умом. Если читатель, пробежав взглядом по первому предложению, цокнет зубом и подумает: «А ведь хорошо сказано!» — он ваш на следующие 50 страниц. Первое предложение — это обещание, это вопрос, это гипотеза. Не тратьте его на умничанье и попытки эпатировать. Первое предложение должно быть интересным. Оно показывает, каким был мир до начала истории, и разрушает его на глазах читателя. Оно как камушек в ботинке, который невозможно вытряхнуть.

(далее…)

Искусство динамичного диалога

Диалог

Синдром «говорящих голов» — настоящая чума молодых писателей. Начинается диалог, персонажи обмениваются несколькими репликами, и еще, и еще… и вот читатель уже не понимает, кто говорит, что происходит, где находятся персонажи и что они делают.

Главная причина — страх перед постоянным «сказал/сказала». Кто-то когда-то внушил начинающему автору, что атрибуция — это плохо, и теперь он воодушевленно ее вырезает везде, где найдет. Или заменяет простое слово сложным синонимом. Или добавляет наречия: «быстро сказал он», «презрительно сказала она» и т.д. Само по себе это не страшно и в разумных количествах тексту не вредит. Но ведь «разумное количество» — это такое расплывчатое понятие… К тому же все эти «быстро», «презрительно», «с жаром» и т.д. — это классический пример рассказывания вместо показывания!

То же самое с синонимами. Один-два на страницу читатель переживет, но если эти «прорычал», «проговорил», «воскликнул», «произнес» и т.д. полезут из каждой фразы… читатель вскоре запишется в местную команду по «литрболу» и начнет пить каждый раз, когда вы употребляете что-то вычурное вместо нейтрального «сказал».

«В слове «сказал» нет ничего страшного», — сказал он.

Для начала запомните элементарное правило: «Сказал» или «сказала» —  это нормальное и практически незаметное слово. Читатели едва обращают на него внимание. Это хорошо. Чем меньше «слов» читатель замечает, тем глубже погружается в историю. Поэтому самое простое, что вы можете сделать, чтобы улучшить диалог, — это добавить в нужных местах «сказал N.»  или «сказала M.».

(далее…)

Развитие персонажей. Ложь и Желания

Продолжаем мучить развивать персонажей.

Ложь и Желания

Почему мучить? Да потому что люди — а вместе с ними и персонажи — ненавидят меняться. Мы можем годами стонать, как все плохо, но при этом не делать абсолютно ничего, что могло бы ситуацию исправить. А если что-то начинает происходить само по себе, мы пугаемся, хватаемся за косяки и отчаянно хотим вернуться в родной и комфортный мирок.

Как я уже сказала, персонажи в этом плане ничуть от людей не отличаются. Они тоже ненавидят перемены. И это хорошо. Из нежелания рождается конфликт, а из конфликта — сюжет. И это лишь первый из многочисленных способов, каким развитие персонажей может повлиять на историю.

Сравните. Сюжет, грубо говоря, — это путь протагониста к цели. Герой чего-то хочет, не может этого получить сразу, но продолжает пытаться… Развитие персонажа — это изменение приоритетов. Персонаж чего-то хочет, но не получает желаемого, потому что а) хочет не того б) выбирает неправильные методы для достижения своей цели. Другими словами, сюжет — это то, как изменяется и развивается персонаж, даже если, на первый взгляд, история вообще не об этом.

Впрочем, у некоторых действительно получается написать историю не о своем протагонисте, не о его мытарствах и преображениях. Как правило, это случается, если автор пытается свести воедино два плохо подходящих друг другу элемента. При этом история и персонажи могут сами по себе быть замечательными, но при этом не стыковаться. Тогда и конфликт недостаточно личный, и мотивация хромает, и с повышением ставок, нагнетанием саспенса и т.д. возникают проблемы на каждом шагу.

(далее…)

4 типа конфликтов в диалоге

Типы конфликтов

Не знаю, как вам, а вот мне кажется, что практически любой эпизод можно сделать лучше, добавив в него диалог (конфликт инклудед). Крокодил не ловится, не растет кокос, герои тормозят, сцена не пишется? Старая-добрая перебранка поможет. Что может быть проще?

И тем не менее всему надо знать меру. Даже отличных, напряженных диалогов может быть слишком много. Если в каждом эпизоде ваши персонажи рвут глотки, читателю рано или поздно это надоест, как надоедает все однообразное. Да-да, котаны, даже от постоянных конфликтов можно заскучать.

Секрет же в том, что конфликты в диалогах бывают (в первую очередь, они там просто должны быть, диалог без конфликта — печатные знаки на ветер) четырех разных типов. И все их хорошо бы использовать. Чередуя по порядку или выстраивая в какую-нибудь сложную комбинацию (можно с их помощью послать sos-сигнал литераторам будущего) — как вам больше нравится. Но, конечно, самый очевидный вариант — это использовать тот тип конфликта, который лучше всего походит данной сцене.

(далее…)

Как написать флешбэк

Флешбэк или флэшбэк (англ. flash — вспышка, озарение; back — назад), обратный кадр — в искусстве — художественный приём, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого.

Истории бывают удобные и неудобные. Первые состоят из сцен, разделенных небольшими временными промежутками и вмещающих в себя все, что необходимо знать читателю. С ними просто. Вы начинаете с начала и пишете до самого конца.

Со вторыми сложнее. Они, словно капельки ртути, растекаются по временной карте: сцены настоящего, сцены детства главного героя, сцены позапрошлого вторника или тысячелетия (привет, Михаил Афанасьевич!). И даже после проверки ни одна из них не оказывается лишней. Поэтому вы собираете волю в кулак и говорите себе: я должен написать флешбэк.

А дело это опасное. Потому что даже у самого гениального флешбэка есть один огромный недостаток: он уже случился. Флэшбеки находятся вне времени вашей истории и потому, как ни пиши их, уже устарели. Вчерашний хлеб всегда будет менее вкусным, чем свежеиспеченный. А события во флешбэке — менее увлекательными, чем те, что происходят в настоящем.

Но, несмотря на это свое досадное качество, флешбэки частенько оказываются полезны. Они помогают читателю понять мотивацию героев, рассказывают, как те докатились до такой жизни, с чего все началось и почему вдруг стало таким, наконец, они просто сообщают нужную информацию о событиях, которые произошли слишком давно — десятки, сотни лет назад.

Как написать флешбэк

(далее…)

37 оттенков злости

37 jоттенков злости

Ненси Кресс пишет, что наиболее раскрывается персонаж в тот момент, когда не получает желаемого. Один сдается и опускает руки, другой упрямо движется вперед, третий злится…

Мы все через это проходили и знаем, что неконтролируемая или необоснованная злость ни к чему хорошему не приводит. Да и личностному/карьерному росту не способствует. Это справедливо и для книжных героев. Злость — это всегда внешняя сторона какой-то другой эмоции, реакция на что-либо. С этого и начнем.

(далее…)