Стоило нажать на одну ссылку, тут же выпрыгнули еще две. Это я про литературные курсы. Один от Литинститута, другой — от Союза Писателей. Первый просит 5 штук в месяц, второй — 70 за семестр. Покажите мне авторов, которые в начале карьеры получают столько за книги.

Все это натолкнуло на мысли о целесообразности. Сразу хочу уточнить: я всецело за обучение писательскому мастерству. Существуют объективные критерии качества текста, разработаны методики, способы и инструменты создания произведений, есть опыт предков, есть запросы современности — писатель все это должен знать и учитывать.

И прекрасно, если речь на всех этих курсах идет именно об этом. Если кто-то не способен сам откопать нужную информацию (которой в сети вагон и маленькая тележка. Сразу встает вопрос, как эти писатели будут проводить исследования для своих книг. Полностью забьют на матчасть и обоснуй?)… так вот, если кто-то не может или просто лучше воспринимает информацию на слух, нуждается в психологической поддержке, морковке перед носом, чувстве локтя, круговой поруке и т.д. — на здоровье! Лишь бы помогало.

Но есть ведь и другие сообщества. Чаще всего это сборища любителей (с парой публикаций на всех, либо вообще без них), которых объединяет лишь наличие интернета и желание творить. Чем они занимаются?

литературные кружки

Во-первых, выполняют упражнения. Что-то типа «напишите рассказ про забытую в лифте перчатку» или «придумайте оригинального сыщика». Ну и зачем это? Что даст писателю-романисту этот рассказ? Зачем автору боевой фантастики сыщики? Вопросов нет, это может настроить на творческий лад, пустить мысли в неожиданном направлении, что в итоге окажется полезно. Но будем честны: в большинстве случаев это пустая трата времени. Прокрастинация.

Все, кто хоть раз пробовал написать роман, знают, сколько времени и сил требует крупная форма. Неблагодарное занятие, которое месяцами, а то и годами тянет из вас жилы. Отвлечься на миниатюру? Накорябать на коленке рассказик за час и выложить на всеобщее обозрение? Что угодно, лишь бы не писать -надцатую главу, не решать проблему зашедшего в тупик конфликта или нелогичного персонажа. Знаем, плавали.

Во-вторых, такие кружки очень любят комментировать тексты друг друга. При этом совершенно не учитывается стадия написания произведения, его целевая аудитория, совместимость взглядов автора и читателя… Любителю триллеров дают на оценку любовный роман, а нежную, трепетную фиалку просят написать рецензию на фэнтези в духе Джорджа Мартина. Что на выходе? Потерянное время, вода и вкусовщина.

Какой же вывод из всего этого? Вообще ни с кем не общаться? Отнюдь. Просто никогда не стоит забывать, что никто не заинтересован в вашей работе больше, чем вы сами. И никто не гарантирует, что очередной доброжелатель и комментатор не окажется банально тупее вас. Ищите единомышленников, тех, кто любит книги вашего жанра, кто в них разбирается. Ищите писателей, качество чьих текстов не вызывает рвотного рефлекса, кто близок вам по духу. Обменивайтесь опытом, рыдайте друг другу в жилетку, жалуйтесь на жизнь и решайте проблемы сообща.

Как говорится, первый черновик вычитай сам, второй покажи другу, а третий отдай рецензентам. Пишут, как умирают, в одиночестве. Никто не должен (да и не нужно это никому, кроме шизонутых фанатов и мазохистов-извращенцев) знать, какими картонными были ваши герои в самом начале, как неудачно вы сформулировали это предложение в первом варианте черновика, какие проблемы у вас были с правильным подбором слов, провисами в сюжете и фактическими ляпами.

Учитесь, ищите знания, отрабатывайте техники, придумывайте свои собственные методики, читайте книги тех, чье творчество вам наиболее близко — и помните, что никто ничего не знает наверняка. Нет смысла изобретать велосипед, но и зацикливаться на нем не стоит. Всеобщих правил Гениального Романа не существует. И даже самый успешный писатель не знает, как вам писать ваш роман. Все учителя мира могут предоставить вам лишь инструментарий, а использовать его по назначению или нет — решать вам самим.

Фух, что-то меня повело на проповеди. Наверное, старею…

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Почему я не люблю литературные кружки

Почему я не люблю литературные кружки: 18 комментариев

  • 21.01.2016 в 20:50
    Постоянная ссылка

    Вот-вот. Всё в точку.
    Единственное только, про то, с чего начинались герои, какими картонными они были, ну и про первые варианты фраз. Думаю, это может быть интересно в качестве учебного материала, или для избавления от комплексов, чтобы знать, что гениями не рождаются, что все умения и образы — это плод труда, и с потолка они не берутся, и что все ошибались.
    Но это надо не в кружках показывать сегодня и десять лет назад. За время работы в кружке уже все забудут, с чего начиналось.
    Это интересно, если какой-нибудь писатель найдёт время и желание поделиться своими воспоминаниями, связанно их изложить с соответствующими пояснениями, и, конечно, в качестве примеров выбрать только основное и наглядное.

    Ответить
    • Lydia
      21.01.2016 в 21:39
      Постоянная ссылка

      Я могу ошибаться, но вроде у Кинга было в его учебнике-автобиографии. И про процесс придумывания, и про вычитку…

      Ответить
  • 09.02.2016 в 10:26
    Постоянная ссылка

    Я хорошо с этим давеча накололся, написав не то второй, не то третий фанфик в жизни.
    Хоть в заявке и был постапокалипсис, аудитория ждала все равно любовных страдашек, и встретила мой техномрачняк-АУ с недоумением. Хотя любители жанра были в восторге, но их было три человека на фэндом.
    (отдельный вопрос, зачем я вообще это делал, но типа хотел размяться — бывает и такое).

    Кстати, я тебя нашёл. =Р

    Ответить
    • Lydia
      09.02.2016 в 10:46
      Постоянная ссылка

      Кстати, я не больно-то пряталась))

      Ты завелся на фикбуке?
      Заявки — это еще что. Там просто нравится/не нравится. Но бывают еще и конкурсы, когда конкурсанты сами друг друга оценивают. Вот там иногда случаются трэш и уголовщина.

      Ответить
  • 09.02.2016 в 11:16
    Постоянная ссылка

    Нет, я получил приглашение на АО3, но так туда и не пошел, а так участвовал в фестивале на диарее (не фандомная битва, слава Эру, просто рождественский обмен подарками). Самому заказчику понравилось, но в целом энтузаизма у аудитории не вызвало.
    Я потом анализировал, где лоханулся, почитал те фики, где были кучи восторженных отзывов, и понял, что надо писать или сопли, или жестьангст+сопли, либо юмор. А с соцфантастикой надо идти к другим людям на другой ресурс)))

    Я даже боюсь подумать, ставят ли там вообще хорошие оценки)))

    Ответить
  • 09.02.2016 в 11:37
    Постоянная ссылка

    Это международный фикбук, таксказать.
    http://archiveofourown.org/
    Там есть русский раздел, многие переводят англоязычные фики.
    В частности, в том фандомчике, где я отметил, они зачастую лучше. Просто потому, что сложно написать, к примеру, про Бруклин 1920х годов, если не живешь хотя бы в НьюЙорке 20—х))) То есть можно-то всё, но у некоторых больше, эээ, форы.

    Я проникся тленной идеей таки снасильничать свой моск и писать сразу на языке. Пока хоть пару фиков не больше 3-4 тыс слов. Наверное, пепел Алисы Розенбаум стучит мне в сердце)

    Ответить
    • Lydia
      09.02.2016 в 11:42
      Постоянная ссылка

      На языке — в смысле по-буржуйски? Это сильно!
      Постоянно мысленно сочиняю по-английски, но на бумаге выходит собрание штампов: что где услышала, то и леплю. И тут же начинаю сомневаться в орфографии))

      Какой фандомчик-то? А то ты все описательно да иносказательно..

      Ответить
  • 09.02.2016 в 11:50
    Постоянная ссылка

    А орфографию правит спеллер.
    Вот я грамматику больше интуитивно воспринимаю, и иногда мы с ней играем в гляделки.

    Ответить
    • Lydia
      09.02.2016 в 11:53
      Постоянная ссылка

      Не всегда. У них слова настолько компактны, что исправь одну букву — получишь другое слово, и программа не заметит лажи.
      Ну и грамматика, да. Куда ж от нее деться…

      Старбакс?
      Это же сеть кофеен, или я конкретно отстала от жизни?

      Ответить
  • 09.02.2016 в 12:00
    Постоянная ссылка

    А)) не, у меня вроде как нет проблемы. Хотя как только начинаю писать, вылезают дыры в языке, хотя устро я треплюсь как заведенный))) Типа вызов самому себе.

    Так.))
    Есть такой Капитан Америка.
    И фандомчик вокруг этих двух фильмов.
    В основном народ пейрит его с Баки/Зимним Солдатом.
    Я не особый любитель слэша, хотя и его могу написать хорошо. Так что предпочитаю пейрить Солдата с Черной Вдовой. Или вообще писать про второстепенного персонажа, гада и вояку Брока Рамлоу. Короче, ухожу вечно от канона.
    Что там интересно, так это большое количество исторического американского обоснуя и, в зависимости от автора, неожиданно очень годно прописанные как внутренние конфликты (от правильности выбора до пост-травматического военного синдрома), так и эмоциональные связи (и часто это именно броманс).

    Ответить
    • Lydia
      09.02.2016 в 12:09
      Постоянная ссылка

      Ааа… Вот оно что.
      Интересно получается. Раньше всякие умные и талантливые люди выкапывали Древних Греков, Египтян, Римлян, Евреев… и пересказывали их мифы. Или просто байки прошлых веков.
      Все эти Новая Элоиза, Потерянный Рай и т.д.
      А теперь на смену пришли фанфики. И вроде не возбухнешь — культурный феномен.
      Но с другой стороны обидно. Не зная канона, хрен ты сможешь оценить весь тот пласт, что нанесли последователи. А ведь среди них наверняка имеются люди незаурядные.

      Ответить
  • 09.02.2016 в 12:45
    Постоянная ссылка

    Да. Я дико изумился, копнув, количеству незаурядных авторов (и стилем, и знаниями, и вообще уровнем работы с текстом) на англоязычный фандом старбакса (стар — капитан америка, бакс — «баки», его друг, про созвучие с кофейней много ржаки, но прижилось..).
    Почему именно так я хз, но для них, наверное, персонаж Стива Роджерса (капитана) это еще и национальный символ в каком-то смысле.
    Там история начинается с того, что он больной хлюпик, который очень хочет в армию на 2ю мировую, хотя на самом деле не любит воевать. Его не берут в армию, ессно, хотя берут его друга. А потом ему предлагают эксперимент, и он становится кэпом. Лалала, в общем, многослойное наверчено полотно.
    А чтобы въехать, что по этому всему написано, надо знать не только фильмовый канон, но и хотя бы обзорно историю США этого периода.

    Ответить
    • Lydia
      09.02.2016 в 12:55
      Постоянная ссылка

      Ну и почему все этим талантливые и знающие люди не напишут уже чего-нибудь самоценного?
      Вот одна тетка взяла и поправила чуток свой фанфик по Сумеркам, в итоге заработала кучу бабла. Чего ты тормозишь?))

      Ответить
  • 09.02.2016 в 19:26
    Постоянная ссылка

    А вообще у народа чаще всего боязнь писать ориджи.
    Типа, фик это как хобби.
    Сделал себе и фандому приятно, и никто не судит тебя как большого автора.
    К тому же, мир даден, характеры и цепляющие эмоции дадены, можно просто переставлять кубики.
    А тут надо что-то своё придумать, а-а-а-а!! И не известно еще, цепанёт ли аудиторию…

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.