Зачем понимать психотип героя?

Поведение героя меняется, порой до неузнаваемости: он потерял близкого человека или добился взаимности любимой женщины — это словно две разных личности. Но часть натуры остается неизменной всегда. Мы называем постоянную часть образа — стержнем характера.

Психотип — это стержень характера героя

Шерлок Холмс во время расследования деятелен, способен проникнуть в самые изощренные планы преступников; когда же его способности не находят применения, он становится угрюм, неподвижен и склонен к саморазрушению.

Кстати, Холмс может развлекать себя наркотиками, а доктор Хаус — наркотиками и девочками. Но не наоборот! — а психотип у них одинаков. Почему так?

Понимая основу образа, его стержень, мы знаем, как поведет себя герой в той или иной ситуации, что он будет чувствовать и чего желать. Это позволяет осознанно подойти к разработке или доработке вашего текста.

психотип

Основа теории психотипов

Центральное понятие теории девяти психотипов — внутренний страх. Мы боимся очень разных вещей: список названий фобий займет не одну страницу (ранидафобия — боязнь лягушек, к примеру). Мы беспокоимся, опасаемся, нервничаем, переживаем. Но есть главный — глубинный страх. Откуда он берется, сказать сложно, но основа психотипа распознается уже в раннем детском возрасте, и никогда не изменяется. Главный страх можно осознавать или нет, с ним можно бороться и даже победить. Но он все равно будет определять личность человека на протяжении всей его жизни.

Примем за аксиому:
в каждом из нас сидит САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СТРАХ.

В теории психотипов все сводится к девяти основным страхам. Чтобы не навязывать лишние ассоциации, обычно их называют просто по номерам. Типы и их страхи мы перечислим в конце всей статьи.

Начав от основного страха героя, мы понимаем:
— его внутреннюю, зачастую бессознательную цель;
— как он видит мир;
— какой выбор он делает в критической ситуации.

Рассмотрим подробнее.

Как действует страх?

Страх — это батарейка, он создает в человеке напряжение. Мне страшно, значит я буду предпринимать усилия, чтобы опасения не реализовались. Делать что-то, что устранит страх.

У героя могут быть тактические цели — простые и конкретные. Убежать от бандита, заработать на кусок хлеба, починить сломавшийся автомобиль. Гораздо интереснее цели стратегические — глобальные.

Постоянно существующий в человеке страх порождает внутреннюю мотивацию, глубинную цель героя — победить свой страх.

Определив, к какому психотипу относится ваш персонаж, мы сразу знаем чего он хочет в глубине души. А дальше остается понять — как это желание переплавится во внешние цели, которых он будет добиваться в рамках вашего сюжета.

(Важное замечание: эти страхи действуют на человека исподволь и даже осознание, какой ты тип — мало меняет дело. Постфактум ты понимаешь глубинные мотивы своих поступков, но — уже потом, потом!)

Пример (для типа 3):
У этого психотипа ключевой страх: «Быть «никем», неценным в отрыве от своих достижений», а значит его внутренняя мотивация: «Быть признанным, значимым человеком». Любую ситуацию будет (бессознательно или сознательно) рассматривать под ракурсом: «Делает ли это меня более ценным в глазах других людей?», «Увеличивает ли это мою значимость?», «Вырастет ли моя ценность (где-то)?». А уже понимая это — вы выстраиваете логику поведения своего персонажа.
Герой будет ставить себе цели в жизни (в ситуации) так, чтобы продвигаться в реализации внутренней цели.

Он отказался кому-то помогать, поскольку об этом никто не узнает? — Да запросто! Он много работает (и забывает про семью), раз ему пообещали что повысят в должности (и это станет признанием его заслуг)? — Это про него. А потом его не повысили (так вышло) и для него это жизненная трагедия… На фоне которой развод — фигня!

Замечание:
Всегда хороший вопрос про персонажа: «Почему происходящее — самое сложное испытание для него?» Зная архетип мы легко сформулируем общий ответ: «Потому что это в максимальной степени не дает ему достигнуть внутренней цели».

Страх (и порождаемая им цель) определяют жизненные ценности

Человек склонен видеть мир через призму собственного представления о нем. А если я чего-то серьезно опасаюсь, я буду во всем происходящем выискивать признаки угрозы.

Пример «для психотипа 8».
Если я бессознательно боюсь, что кто-то причинит мне вред, значит, в первую очередь буду оценивать: насколько человек для меня опасен. Я буду делить всех на друзей и врагов (а третьего не дано). Буду стремиться управлять людьми и событиями, иначе они непременно попытаются управлять мной — и причинят мне вред.

Наверняка если вы не «восьмерка», вам понятно, что может быть и иной взгляд на мир. Но кое-кто согласится: мир устроен именно так, а кто не понимает этого — наивные глупцы, обреченные на поражение.

Следование внутренней цели определяет, как герой смотрит на мир

Что дает нам понимание мировоззрения героя? Ряд вещей: на что всегда можно положиться, за что стоит драться, что единственно важно в жизни. Это — жизненные ценности.
Один будет до последнего сражаться за свою семью, другой пожмет плечами и скажет, что независимость дороже. Один легко пожертвует финансовым благополучием в погоне за новыми знаниями, другой ради карьеры предаст близкого друга.

Ценности — облегчают оценку окружающей действительности. Мы можем не осознавать их (так же, как и внутренний страх), но они непременно есть. Они сформированы нашим психотипом не меньше, чем нашим опытом.
Мы обычно не замечаем качества, не попадающие в нашу систему ценностей — будь это достоинства или недостатки. Например, собеседник может быть суперкреативным, но если изобретательность, творческая жилка не являются нашими ценностями, мы не сможем оценить их по достоинству.

Ценности героя определяют его выбор в критической ситуации

Лучше всего это видно когда невозможен компромисс. Мы вынуждены жертвовать чем-то одним ради другого.

Пример «для психотипа 5».
Возьмем, например, «пятерку», для которой важны знания, компетентность, рациональный подход к жизни, ощущение своего профессионализма. Если вы жена Шерлока Холмса, не вздумайте просить его отложить расследование ради совместного рождественского ужина. Иначе у вас не будет ни ужина, ни мужа.

Пример «для психотипа 3».
Уговаривая Эркюля Пуаро взяться за ваше дело, не пытайтесь взывать к чувству справедливости. Лучше намекните, что ему слабО. Знаменитый бельгиец возмутится и… немедленно возьмется распутывать таинственное преступление, чтобы доказать, что он по-прежнему успешен.

Итак, повторим. Начав от основного страха героя, мы понимаем:
— его внутреннюю, зачастую бессознательную цель;
— как он видит мир;
— какой выбор он делает в критической ситуации.
Это основа построения персонажа.

И когда все эти части сбалансированы — герой ощущается как правдивый, жизненный, интересный. А если мы «надергали» кусочки героев из разных психотипов: мы можем невзначай создать персонажа, про которого читатель скажет: «не верю».
А еще из психотипа вырастает множество «мелочей»: характерные особенности речи героя, его поведение в ситуации успеха и что он будет делать, когда не добивается своей цели, как герой реагирует на стресс… и прочее, прочее, прочее.

Конечно, лучше всего мы понимаем собственный психотип. Относительно других — бывает всякое. Одни типы мы чувствуем хорошо и легко верим в то, что с ним происходит. Другие — вовсе не понимаем, тогда нам нужны более убедительные и, возможно, более подробные объяснения, почему в предложенной ситуации герой сошел с катушек. Но это, также как и раскрытие иных тайн работы с психотипами — в наших следующих постах.
А пока приведем список всех психотипов с их страхами.

9 психотипов:

«Единица»: ключевой страх — Быть плохим, неполноценным, порочным;
«Двойка» — Быть недостойным любви;
«Тройка» — Быть «никем», неценным в отрыве от своих достижений;
«Четверка» — Не иметь индивидуальности или значимости, не найти смысл жизни;
«Пятерка» — Быть бесполезным, беспомощным, неспособным;
«Шестерка» — Оказаться без поддержки и руководства в мире;
«Семерка» — Испытать лишения или болезненные переживания;
«Восьмёрка» — Что другие причинят ему вред или смогут его контролировать;
«Девятка» — Потери контакта, отделения и разобщенности.

Нагло сперто

Психотип — Чего боится ваш персонаж?
Метки:

Психотип — Чего боится ваш персонаж?: 8 комментариев

    • Lydia
      21.01.2016 в 11:18
      Постоянная ссылка

      Гибриды — это даже интереснее, чем чистые типа. Хотя существуют ли вообще чистые типы где-либо?
      Так что почему нет? Это ж как можно расколбасить героя при желании!))

      Ответить
      • 21.01.2016 в 12:36
        Постоянная ссылка

        Меня заинтересовали 8 психотипов эротиков по Фрейду.
        Надо отметить, что Фрейд разработал теорию согласно которой все дети, развиваясь проходят стадии от орального эротизма (младенцы у которых есть только два проявления во внешний мир — сосать и орать) до более сложных (дети изучают собственный кал, теребят письки и д итп). Это вошло в классическую психологическую теорию.
        Но вот что не вошло: Фрейд (взрослый человек) сам был чистым анальным эротиком. Предполагал уретральных эротиков. Его последователи выделили 8 чистых типов и несчетное множество смешанных. У них довольно узнаваемые особенности. (доступно описано у Белонощенко, не помню как называется книга про детскую психолоию)

        Ответить
        • Lydia
          21.01.2016 в 12:42
          Постоянная ссылка

          Да как только людей не делят! Далеко ходить не надо — гороскопы в каждом журнале.
          Представленная выше система — это детище Голливуда, если верить моему источнику. Публика у тамошних сценаристов незатейливая, и такая шпаргалка бывает очень в тему.
          Не призываю к слепому копированию, но, имхо, на ее основе можно родить немало ценных мыслишек.

          Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.