состояниеИтак, мы приняли, что основой создания героя в теории девяти психотипов является страх. Мы обнаружили, что делает страх с героем: знаем про внутреннюю цель, ценности, выбор в критической ситуации и т.д. Что еще?

Под влиянием страха герой изменяется, изменяется и его поведение. Для каждого психотипа изменения будут свои, но есть общие правила. Возьмем, например, психотип «единицу», ключевой страх которого — быть плохим, неправильным, порочным. Цель (внутренняя мотивация) такого персонажа — поступать всегда правильно, быть хорошим, справедливым, добродетельным.
Причем, «правильность» для этого героя очень зависит от среды, профессиональной и социальной деформации. К примеру, «правильный» коп-единица должен быть неподкупным и бесстрашным, а преступник-единица — жестоким и готовым умереть, но не выдать подельника.

Но единица может быть мудрым терпеливым воспитателем, а может вколачивать в ребенка правильное поведение. Ведь мы помним, внутри героя сидит его экзистенциальный страх. Его стремление поступать добродетельно — диктуется именно страхом, это попытка избавиться от него. Страх может почти не осознаваться, а может занимать все мысли героя. Чтобы понять, как изменяется при этом его поведение, мы вводим понятие состояния.

Состояние показывает, насколько внутренний страх довлеет над героем.

В теории выделяется три состояния: легкое, среднее и тяжелое.

Пока страх лишь тлеет внутри героя — наш персонаж в целом приятный человек. Мы будем говорить, что этот персонаж находится в легком состоянии.

Легкое состояние

Герой спокойно сосуществует со своими внутренними проблемами. Он совершенно нормален. Внешнему наблюдателю может казаться, что никакого страха у героя нет. Проявления психотипа выглядят как простая индивидуальность.
Внутренняя цель — справиться со страхом — в легком состоянии не очень важна. Приоритетными являются внешние цели. Однако, образ действий героя, конечно, определяется тем, как он видит мир. А его выбор следует за его системой ценностей.

Вспомним о нашей единице. Единица в легком состоянии будет мудрой, гибкой и человечной, сможет понять и принять точку зрения другого человека. Она станет настоящим примером для окружающих. Единицу в легком состоянии можно сделать «отцом-командиром» и понимающим сыщиком, мудрым родителем и ответственным ученым.

Примеры единиц в легком состоянии:
Шарапов в «Эре милосердия» Вайнеров
Д’Артаньян в «Трех мушкетерах» (обратите внимание на этот пример: принципиальная единица оказывается единственной, кто может принять точку зрения других)

Предположим, ситуация ухудшается, герой задет за живое и его глубинный страх усиливается… что будет дальше? Герой перейдет в среднее состояние.

Среднее состояние

Мы наблюдаем ярко выраженные изменения в поведении героя, определяемые его страхами.
Потребность справиться с внутренним страхом в среднем состоянии сравнима с необходимостью разрешить внешние проблемы. Значит, действуя, герой обязательно будет неосознанно учитывать свой страх. Черты, характерные для его психотипа, станут более резкими, несколько карикатурными. Внешнему наблюдателю хорошо видны проблемы героя.
Поле зрения суживается: герой видит все исключительно через призму своего страха. Он способен, следуя своим ценностям, пожертвовать многим.

Вернемся к нашей единице. В среднем состоянии он становится критиком и моралистом, неудовлетворен окружением, разочарован в людях. Он боится совершить ошибку, никогда не расслабляется, всегда серьезен. Контролирует свои эмоции, поэтому холоден и зажат. Все подгоняет под схемы «достоин-недостоин», правилен-неправилен.
Стремясь быть «правильным» отцом, единица в среднем состоянии начнет применять к сыну физическое воздействие. А сын-единица ориентируется на подростковую компанию, поэтому в среднем состоянии он наденет тяжелые ботинки, возьмет кастет и пойдет бить «врагов» с соседней улицы. Босс-единица в среднем состоянии будет орать на подчиненных, требуя ответственности и честности.

Примеры единиц в среднем состоянии:
Боромир из «Властелина колец» проходит среднее состояние (хотя в нем не задерживается).
Хотчнер из сериала «Criminal minds», начальник отдела профайлинга: рвется между работой и семьей, стремясь везде быть правильным, поэтому никогда не улыбается и всегда в напряжении. Он берет на себя ответственность за ошибки любого члена команды, и тяжело их переживает.

Обратите внимание, не каждое изменение ситуации усиливает именно ключевой страх. Но если вы хотите как следует помучать героя, работайте с его психотипом. Заставьте полицейского-единицу почувствовать себя нечестным, бандита-единицу — мягкотелым и слабым, а отца-единицу — безответственным воспитателем. И вы получите внутренний конфликт в полный рост.

С героем в «среднем состоянии» уже не так приятно иметь дело, верно? И его решения будут соответствовать его состоянию. Но и это еще не финал проблем. Давление на героя увеличивается и…

Тяжелое состояние

Страх захлестывает героя настолько, что определяет все его поведение, которое обычно становится деструктивным как для него, так и для окружающих.
Потребность справиться со страхом настолько высока, что подчиняет себе все поведение героя. В этом состоянии он отбрасывает все ценности, не являющиеся ключевыми. Он теряет близких людей, избавляется от балласта добродетелей и привязанностей. Он пожертвует чем угодно. Все подчинено попытке психологически выжить. Герой в тяжелом состоянии маниакален, хотя и не законченный маньяк.

Что станет с нашей единицей в тяжелом состоянии? Он будет одержим несовершенством, в том числе своим. Догматичный деспот, он возьмет на себя функцию карателя. Станет абсолютно нетерпим, негибок. Причем будет находить оправдание своим поступкам в высоких целях.

Примеры единиц в тяжелом состоянии:
Уже упомянутый нами Боромир во «Властелине колец» стремится к глобальной власти — чтобы сделать все правильно. Он готов на убийство, это тяжелое состояние героя.
Монах Сайлус («Код да Винчи» Дэна Брауна) одержим своим несовершенством; деспотичен по отношению к себе. Понятно, и к другим он не может проявлять человечность. Тяжелое состояние делает его фанатиком.

Таким образом, на трех состояниях уже можно строить интересные конфликты, переломы и перипетии. Но мы вывели еще несколько интересных закономерностей, связанных с состояниями героя.

Чего ждать от состояний?

Уровень напряженности конфликта в произведении очень сильно зависит от того, в каких состояниях находятся герои. Если вы хотите сделать яркую кульминацию (не в варианте драки с чудовищем, вылезшим из унитаза, а в смысле напряжения всех сил конфликта), надо перевести героев хотя бы в среднее состояние. А лучше в тяжелое — пусть мучается, собака, на то он и герой.

Но если вы пишете дамский роман или, не побоимся этого термина, иронический детектив про ведьмочек, то даже в среднее состояние вашего героя не пустите — законы жанра-с. И будет он убивать врагов с пристебом. А героине придется тревожиться разве что из-за растрепавшейся прически.

Интересный нюанс: зачастую герой вызывает у нас симпатию, если он остается в легком состоянии в ситуации, когда мы давно уже свалились бы в тяжелое. Капитан Блад попадая в рабство сохраняет мудрость, человечность, терпимость и остается примером для окружающих (единица в легком состоянии).

Если бы люди были устроены просто, как компьютерные модели, здесь бы можно и закончить наш рассказ. Но — все сложнее, поэтому продолжим путешествие в сумрачные фрейдовские глубины (под)сознания.

Когда мы говорим о состояниях, то считаем, что они относительно устойчивы. Герой в рамках повествования длительное время находится в одном состоянии. Но при этом с героем непрерывно что-то происходит: он то приближается к великой цели, то отдаляется от нее; на него валятся кирпичи и красивые женщины; а за каждым углом подстерегают коварные эльфы и суровые агенты правительства. Понятно, герой должен реагировать.

Нюансы состояний

1) Исходя из жизненной позиции героя, мы понимаем, как он будет добиваться желаемого — его стратегию. Один герой станет требовать справедливости от сильных мира сего, а другой отправится бить морды наркоторговцам. Один полицейский-единица будет следовать процедуре, даже если знает, что Фемида слепа; другой — возьмет на себя функции судьи и палача. Но единица никогда не пойдет на мошенничество, чтобы получить желаемое — он будет зарабатывать, заслуживать честным трудом или копить.

2) Когда герой не получает желаемого, он также будет вести себя в соответствии с психотипом. Карлсон скажет: «Пустяки, дело-то житейское!», а Пьеро свалится в глубокую депрессуху. Мы должны обращать внимание на эти особенности, когда в произведении намечается очередная перипетия.
Когда единица не получает того, к чему стремилась на протяжении десятка глав, он отключает эмоции, обращается к правилам и старается быть объективным. Правда, он ждет объективности и от других. И как, вы думаете, станет реагировать единица в тяжелом состоянии, когда люди начнут проявлять эмоции?

Хороший пример единицы в разных состояниях: «Одиссея капитана Блада» Сабатини. Помните, как именно бравый капитан добивался благосклонности прекрасной Арабеллы? А как он вел себя, когда все его надежды обратились в прах?

3) Даже когда состояние героя не меняется, он может находиться в зоне стресса или зоне комфорта. Стресс и комфорт — это нюансы, которыми мы расцвечиваем состояния героя.
Д’Артаньян предается некоей мечтательности, когда у него возникают любовные затруднения. Или впадает в эйфорию и закатывает дружескую пьянку, когда дела идут хорошо. При этом он остается в одном и том же легком состоянии единицы.

Но и это еще не все. Вышеописанные формулы и алгоритмы пока не позволяют нам создавать законченных злодеев или ангелоподобных спасителей мира. Для этого нам требуется дубина побольше…

По-прежнему сперто

Психотипы — Состояние определяет поведение
Метки:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.