silhouette-1131861_640

Сегодня я начинаю серию статей, посвященных развитию персонажей. Сколько будет выпусков, пока точно сказать не могу, но всяко больше одного. В основе лежат посты К.М. Уилэнд из раздела How to Write Character Arcs. Их там 21 штука, если кому интересно. Хватит всем и надолго.

Ну, поехали!

Вот бы существовал способ, позволяющий гарантированно создавать выигрышных персонажей! Таких, за которыми читателю было бы не просто интересно наблюдать, а которые бы приковывали к себе его внимание и заставляли чувствовать и переживать, дрожать, смеяться и плакать вместе с ними. И нередко кажется, будто такой способ уже найден. Ведь достаточно соблюсти основное правило развития персонажей:

  1. В начале истории протагонист обладает какими-то качествами.
  2. В процессе повествования он чему-то учится.
  3. В конце книги перед нами уже другой человек.

Элементарно! О чем тут еще говорить? Но, оказывается, не все так просто.

Развитие персонажей и структура романа

Очень часто о персонажах и сюжете говорят раздельно, иногда даже противопоставляя их друг другу. Люди спорят, что важнее, о чем нужно думать в первую очередь — о персонажах или о сюжете? На самом же деле вопрос лишен смысла: сюжет и персонажи должны быть единым целым. Уберите что-то, и история развалится. Недостаточно иметь просто отличный сюжет и просто интересных персонажей — они должны быть взаимосвязаны.

Немало было сказано и о структуре сюжета, его плане и прочих гармониях. Но в то же время персонажи и их развитие большинcтвом воспринимаются, как что-то такое… интуитивное и эфемерное. Ведь если попытаться как-то структурировать героев, то они выйдут картонными, шаблонными, неживыми… Ведь так?

Нет, не так.

Если уж мы признаем, что сюжет и персонажи неотделимы друг от друга, то структура романа и развитие персонажей также должны быть взаимосвязаны. Вы знакомы с трехактным построением романа? Если нет, то рассказываю буквально в двух абзацах:

Роман делится на три акта. Начинается все с крючка, потом происходит некое событие, которое запускает сюжет. Вслед за ним идет ключевое событие, которые втягивает протагониста в игру — своеобразная точка невозврата. На этом первый акт заканчивается. Во втором, как правило, меняются декорации. Действие переносится в какое-то другое место или изменяется тон повествования. Начинается второй акт с реакции героя на ключевое событие — это должна быть сильная реакция, которая привлекает внимание антагониста. Первое столкновение между хорошими и плохими ребятами. В итоге протагонист получает ускорение, возможно, меняет направление, но в целом конфликт усиливается и ставки возрастают. Это происходит примерно в середине романа.

Герой начинает активно действовать, в результате антагонист возвращается — с подкреплением. Герою приходится несладко. Пожалуй, это самый тяжелый для него момент: ничего не получается, гложут сомнения, надежда вот-вот испустит дух. На этом заканчивается второй акт. Третий характеризуется увеличением темпа повествования (и уменьшением размера глав), на этом этапе все летит, быстро меняется — и читатель не может оторваться от книги. Наконец всех настигает кульминация. Сбывается все, чего боялись и на что надеялись, кто-то побеждает и уезжает в закат, кто-то остается лежать на поле боя. Вишенка на торте — заключительная сцена, рассказывающая читателю, как долго и насколько счастливо жили герои после всей этой свистопляски.

Возвращаемся к нашим баранам. Развитие персонажей должно следовать той же трехактной структуре. Каждая поворотная точка проистекает из изменения в мотивации героев, их действий и реакций. Если изменяется направление, скорость и ритм повествования, то соответствующим образом должен меняться и персонаж.

Развитие персонажей и тема

Но и это еще не все! Развитие персонажей не только влияет на структуру романа, но и напрямую управляет темой. В некоторых случаях они даже сливаются. Таким образом, все три главных элемента романа начинают постоянно взаимодействовать. Ничто не существует само по себе. И это здорово.

С одной стороны, это немного усложняет процесс. Приходится жонглировать не одним, а сразу тремя шариками. Но в то же время конечный результат получается лучше — и добраться до него выходит быстрее. Ведь существует немалый шанс, что если один из элементов выбран правильно, то и с остальными двумя проблем не возникнет.

Три основных типа развития персонажей

Вариантов развития персонажа не счесть. Пытаться их перечислить — гиблое дело, за которое не возьмется ни один здравомыслящий человек. Однако кое-какие общие черты, присущие тем или иным парадигмам, выделить все же можно.

Тип №1: Личностный рост

Самый популярный и самый эффектный тип развития персонажей. Совпадение? Не думаю. Начинает протагонист с неудовлетворенности и неустроенности, но, столкнувшись со сложностями, вынужден изменить свои убеждения и взгляды. В итоге не только побеждает злодея, но и с собственными тараканами разбирается.

Немного об этом типе развития уже имеется в статье Механика Страсти.

Тип №2: Плато

Строго говоря, плато — это развитие с нулевой скоростью. Тем не менее оно встречается довольно часто. Протагонист с самого начала все про себя знает, и ему не требуется выворачиваться наизнанку, чтобы победить дракона. У него и так все стены увешаны головами виверн и мантикор.

Тем не менее такой герой очень полезен для сюжета — он провоцирует изменения вокруг себя. Он — катализатор. Стоит ему появиться, и второстепенные персонажи начинают расти или деградировать. Штабелями.

Тип №3: Деградация

Бывает и так, что к концу истории персонаж оказывается в худшем положении, чем был вначале. Причем, если расти получается лишь до какого-то предела, то деградировать можно бесконечно и по куче направлений. Перефразируя Толстого, все положительные персонажи похожи друг на другая, но каждый отрицательный персонаж противен по-своему.

Выбор за вами!

 

В последующих статьях я расскажу подробнее о каждом типе, о способах, которыми можно заставить персонажей меняться, о том, как привязать изменения к сюжету и теме и многом-многом другом. Не переключайтесь!

Часть вторая: Развитие персонажей. Ложь и Желания

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Развитие персонажей. Введение

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.