Темп и напряжениеЧасто приходится слышать, что темп повествования и напряжение — чуть ли не самое важное в книге. Все знают, что темп должен отражать замысел автора (высокий — для триллеров, низкий — для эпичного и всеохватывающего), что напряжение должно возрастать, чтобы взорваться подобно трансформаторной будке в момент кульминации. Но очень немного говорится о способах, которыми можно управлять темпом и напряжением. Легко почувствовать, когда в книге что-то не так, а вот поймать ошибку за хвост и исправить — намного сложнее. Но мы попробуем.

Темп. У вас бывало такое, что уже пора собираться на работу, заняться делом, сходить в магазин или приготовить ужин, но ничего не выходит, потому что книга не отпускает? Вы просто не можете отложить ее сейчас. Страницы словно сами собой перелистываются, глаза бегают по строчкам, нос почти касается бумаги? Вы забываете про сон и еду. К моменту, когда книга наконец заканчивается, вы дрожащей рукой берете телефон и записываетесь на прием к психотерапевту.

Неважно, о каком жанре идет речь, умение управлять темпом повествования пригодится всем авторам. Но надо понимать, что универсального решения нет. Нельзя добавить какую-то фразу или эпизод — и книга тут же станет мега-бестселлером. Темп создается сразу на нескольких уровнях: композиционном и сюжетом, синтаксическом и фонетическом и т.д.

Начнем снизу, то есть с выбора слов и ритма.

1. Церебральный паралич

Если в какой-то сцене или эпизоде нужно создать высокий темп, постарайтесь обойтись без размышлений и объяснений. Персонаж пошел туда-то, посмотрел на то, подумал се, а в это время за ним наблюдал его лучший друг, с которым они в детском саду… — вот не надо всего этого. Приберегите чувства и мысли героев для других, медленных сцен — они тоже нужны в произведении, но не в те моменты, когда у персонажей рвет крышу от страха или восторга.

Чтобы показать стремительность событий, сосредоточьтесь на ощущениях: зрении, слухе, обонянии — ну, вы сами знаете, обычный набор. Не надо говорить, какие эмоции та или иная картина вызвала у персонажа, просто покажите картину, а потом — реакцию героя. Читатель сам дотумкает про причинно-следственную связь. А если описание удалось на славу — так и среагирует тоже сам, без подсказок.

2. Язык до экшена доведет

Просто сравните:

1 2
Тучи сгущались, лодка плясала на воде, как поплавок. Тучи неслись по небу, нос лодки то взлетал в воздух, то падал вниз, почти погружаясь под воду.
Усиливавшийся ветер заставил моряков поторопиться. Взвыл ветер. Словно живое существо, он погнал моряков вперед.

Каждое использованное вами слово должно работать на настроение. Используйте сильные, активные глаголы, добавьте деталей.

3. Мементо ритми

Ритм непросто анализировать, но на самом элементарном уровне он неплохо коррелирует с длиной предложения. Короткие фразы — озарения, быстрые действия, точечное восприятие. Они ощущаются как биение сердца, прерывистое дыхание, стремительно проносящиеся перед глазами картины.

Длинные, тяжеловесные, сложные предложения — это либо Лев Николаевич, либо винегрет. Под винегретом я понимаю ощущение нереальности, не поддающийся контролю хаос. Нужно запутать или сбить с толку — сплетите паутину из слов, в которую и угодит читатель.

Использование длинных и коротких предложений порождает дополнительный конфликт. На стыке различия наиболее заметны, а значит, и эффект достигается максимальный. Используйте это. Длинные, крученые предложения-действия и короткие, рубленые реплики диалогов создают напряжение в том числе и за счет контраста.

Так же ритм может создаваться за счет пунктуации (запятая или тире? точка или запятая? а может, точка с запятой?), синтаксиса (инверсии, эллипсов, несогласованных определений), звукописи (аллитерации и ассонанса) и других инструментов из набора юного химика поэта.

Теперь перейдем к более глобальным, композиционным, способам нагнетать обстановку.

4. Пять ключевых событий

Неважно, увлекаетесь вы предварительным планированием или во всем полагаетесь на интуицию, рано или поздно вам приходится задуматься о темпе и напряжении в романе. И самое меньшее, что вы можете сделать, — это определить пять ключевых событий, или поворотных моментов.

Если не можете сходу их назвать, попробуйте описать каждый эпизод романа одним предложением. Что там происходит? Что изменяется? Если герой продвигается к цели, встречает новое препятствие или находит способ решить глобальную проблему — вы на верном пути. Пять ключевых событий выглядят примерно так:

  1. С чего все началось — первоначальная проблема.
  2. Ситуация осложнилась — еще не «караул», но уже «бли-и-ин».
  3. Запахло жареным — на этом этапе нормальные люди пакуют чемоданы и уезжают к тетке в Саратов.
  4. А ведь я чувствовал… — какая жалость, что герой в первом акте не додумался купить атомную бомбу, она бы сейчас пригодилась.
  5. Сами напросились — герой с арбалетом в одной руке и мачете в другой бросается на танк главного злодея и побеждает. Кульминация, короче.

Хозяин — барин, и вы вольны писать, как пожелаете, но наличие хотя бы пяти ярко выраженных ключевых событий послужит неплохим аргументов в вашу пользу.

5. Но я же об этом читал!

Если вы все-таки взялись пересказывать эпизоды одним предложением, то могли заметить, что некоторые из них (а иногда и три-четыре подряд) словно бы топчутся на одном месте. Такие главы, как правило, не добавляют саспенса, спускают напряжение, как дырявое колесо, и только и делают, что объясняют и рассказывают нерадивому читателю, что произошло в прошлой серии или за тридевять земель.

Часто этим грешат авторы, подошедшие очень ответственно к исследованию фактического материала и теперь жаждущие поделиться новоприобретенной мудростью. И все это за счет действия и напряжения. Если вы пишете фэнтези или исторический роман, будьте особенно внимательны.

Оставьте то, что важно для сюжета и атмосферы, но не превращайте художественный роман в энциклопедию. Слава Эру Илуватару, мы живем во время Гугла и Википедии. Если читателю захочется узнать подробности, он сможет их найти в два клика.

6. Капитан, это вы?

Следующее заявление может показаться шокирующим (уберите от экранов детей и беременных женщин), но читатель не идиот. Вам не нужно все для него разжевывать. И грузить очевидными вещами тоже не обязательно. Если двое встретились и пожали руки, не стоит тянуть резину а-ля: они остановились, вытянули вперед руки, сжали пальцами ладони друг друга… Если конкретно в этих пальцах и руках нет ничего важного для сюжета — не тормозите. Пожали руки и поехали дальше. К чему подробности?

Или вот еще из веселого: она согласно кивнула головой — чем и как еще можно кивать? Она надела шляпу на голову — а на что еще?

Следующее оружие занудных писателей — намеренно скучные эпизоды. Автор говорит, что N провел выходной один, ничего не случилось, и он скучал — и тут же в красках (а то и нескольких главах) рассказывает про этот самый выходной. Зачем? К тому же относятся очевидно-однообразные действия: выключил будильник, встал, почистил зубы… Один раз рассказали об этом — ладно. Но зачем повторяться? Если вы не пишете второй «День сурка», это ни к чему.

Перевод статей (раз, два) Рейчел Скотт Томсон.

 

А как вы создаете напряжение в романе и поддерживаете нужный темп? Поделитесь!

Темп и напряжение
Метки:    

Темп и напряжение: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.