ЗлодейЗлодей играет наиболее значимую роль в вашей истории. Для сюжета он даже важнее, чем протагонист. Поэтому к созданию злодея стоит отнестись серьезно и вдумчиво. Не советую награждать его маниакальным смехом, тупыми прихвостнями и длинными монологами перед висящим над бассейном с акулами главным героем (это успели заездить даже в сатирических мультиках).

Тем не менее некоторые злодейские черты кочуют из книги в книгу, из фильма в фильм. Коварные антагонисты постоянно ухмыляются, выглядят лишь чуть лучше зомбарей, обижают христианских младенцев и маленьких животных. Создается впечатление, что без этого просто не обойтись. Что делать, если ваш злодей бледен, имеет странный цвет глаз или форму зрачка, не дружит с гигиеной (а иногда — и с головой) и предпочитает спать в гробу?

Дэвид Виллалва знает чудо средство!

Казалось бы, кто может быть шаблоннее, чем Волдеморт? И тем не менее Дж.К. Роулинг удалось создать по-настоящему интересного злодея. Как она это сделала? Давайте разбираться.

1. Злодей — это отражение главного героя

Поставьте перед протагонистом зеркало и заставьте его всмотреться в свое отражение. Что он видит? Кого он видит? Правильный ответ: злодея. На первый взгляд, сходство очевидно. Но если копнуть глубже, выясняется, что каждая характеристика вашего главного героя чуть-чуть искажена, деформирована, словно вывернута наизнанку — вроде все то же самое, но швы торчат и все портят.

Волдеморт и Гарри Поттер

  • Оба сироты:
    • Волдеморт остался сиротой из-за разлада между родителями, его мать умерла, лишившись воли к жизни, и он никогда не знал любви.
    • Гарри был желанным и любимым ребенком, его мать умерла, спасая ему жизнь.
  • Для обоих Хогвартс стал домом:
    • В конечном итоге для Волдеморта Хогвартс сделался еще одним местом, где его не приняли, он не нашел друзей, только последователей.
    • В Хогвартсе Гарри был счастлив и там же он встретил лучших друзей.
  • Оба открывают Потайную Комнату:
    • Волдеморт подчиняет себе василиска и запугивает учеников.
    • Гарри уничтожает василиска.
  • Оба становятся лидерами:
    • Волдеморт управляет Пожирателями Смерти с помощью страха, его цель — уничтожить грязнокровок.
    • Гарри вдохновляет волшебное сообщество и пытается спасти мир.
  • Оба полукровки и черпают силу в эмоциях:
    • Волдеморт ненавидит и порабощает, ни о ком не заботясь.
    • Гарри движет любовь, помощь ближнему — его первейший инстинкт.

2. Злодей заставляет главного героя встретиться со своим страхом

Даже самый геройский герой чего-нибудь боится. Об этом подробно написано в статье про психотипы — и эта информация вам сейчас пригодится. Разумеется, ни с кем обсудить свои страхи герой не может, он вообще предпочитает об этом не думать. Но тут на сцене появляется злодей-психотерапевт и помогает герою осознать себя и принять.

Волдеморт в течение всех семи книг повторяет: Гарри, тебе суждено умереть от моей руки. Все началось еще в младенчестве, и вот целых 17 лет Гарри выживает. Изо всех сил. Осознание, что ему действительно суждено умереть от руки Волдеморта, приходит лишь в самом конце. Гарри наконец понимает, что это единственная возможность навсегда победить Темного Лорда.

Встреча с собственным страхом крайне важна для личностного роста героя. Именно поступки злодея, его жестокость и непреклонность позволяют протагонисту стать тем, кем ему уготовано.

3. Почему это работает?

Ни для кого не секрет, что именно злодей порождает основной конфликт. Нет злодея — и никто никуда не идет, ни с кем не борется, никого не побеждает. Рыцарем на белом коне и в сверкающих доспехах можно быть лишь на чьем-то фоне.

Но вся фишка в том, что доспехи злодея тоже должны сверкать! Какой писатель не мечтает создать злодея, который бы потряс читателей, заставил их заволноваться, засомневаться… возможно, даже немного симпатизировать антагонисту? Или ненавидеть его всеми фибрами души. Хорошая новость: такого злодея при должном умении можно состряпать для абсолютно любой истории.

Главное — не утонуть в клише. Злодей, который является темным отражением главного героя, — это, как минимум, злодей, чьи история и характер проработаны не хуже, чем история и характер главного героя. Когда злодей заставляет протагониста встретиться со своим страхом, читатель видит, что действия его в чем-то оправданны. Конечно, средства оставляют желать лучшего, но в некотором роде он прав. В итоге герой борется не с самим злодеем — он сражается с собственным страхом. И это куда интереснее, чем если бы злодей просто атаковал протагониста.

Что мы получаем в итоге? Глубокого и неоднозначного злодея, очень личный конфликт между ним и главным героем, который приводит к росту последнего. Ведь именно злодей превращает просто хорошего парня в спасителя всего человечества.

Но я вынуждена сразу предупредить: если используете данную схему, может статься, что ваши читатели полюбят злодея больше, чем протагониста. Будьте морально готовы.

Как создать отменного злодея
Метки:    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.