От создателя «Механики страсти» Дэвида Корбетта. Сентябрьский выпуск Writer’s Digest принес очень вкусное и полезное в быту.

Эмоции vs чувства. Различаем и учимся применять

Разница между чувствами и эмоциями скорее количественная, чем качественная. Чувство — это эмоция, которая стала привычной, понятной, осознаваемой и используемой. Мы знаем, какие чувства вызывает у нас другой человек, и относимся к нему соответствующе. Эмоции же спонтанны и неконтролируемы.  Они приходят, когда их не ждут, причем даже в тех ситуациях, когда все кажется давно знакомым и привычным. Гнев — это эмоция. Презрение — чувство.

И эмоции, и чувства важны в литературе: как художественной, так и не очень. Но обращаться с ними следует по-разному — из-за их различий.  Тем не менее в обоих случаях нужно прежде всего понимать, чего хотят читатели. У каждого из них свой опыт, отличный от вашего или даже от опыта ваших персонажей. И, в первую очередь, они хотят этот опыт перенять, обогатиться за счет его. И уже на ваши плечи как автора ложится задача сделать процесс наиболее приятным и целенаправленным.

Эмоции и чувства

Как вызвать эмоции

Эмоции, главным образом, создаются с помощью действия и неожиданностей. Причем в данном случае неожиданными будут те эмоции, которые присутствуют в эпизоде, но не очевидны. Каждый из нас (если только он не обладает эмоциональным диапазоном зубочистки) в каждый отдельный момент испытывает несколько различных эмоций. С персонажами, как можно догадаться, все то же самое. Поэтому, чтобы достоверно описать какую-то ситуацию, вы, автор, должны подумать не об одной эмоции — а обо всем спектре.

Разумеется, какая-нибудь отдельная эмоция будет доминировать — назовем ее очевидной. Выделите ее, отложите в сторонку и спросите себя: а что еще моя героиня может испытывать в этот момент? Если придется, повторяйте снова и снова, уходите на глубину и докапывайтесь до третье- и четверостепенных эмоций. Можете даже начертить табличку. А потом используйте полученные данные, чтобы а) удивить читателя, но при этом остаться в рамках достоверного б) расширить читательское представление о персонаже в) сделать эпизод более живым и реалистичным.

Кроме того, эффект неожиданности может достигаться за счет несоответствия предсказанного действительному. Обманите читателя. Или, вернее, позвольте ему обмануться. Как это можно сделать:

  • Многозначность. Некая ситуация может иметь несколько интерпретаций и последствий. Чего ждет читатель? И что случится на самом деле?
  • Ложный вывод. Кто-то из героев, рассуждая очень логично и последовательно, приходит к ложным выводам. Ахиллес никогда не догонит черепаху. Докажите обратное.
  • Ловкость рук и никакого мошенничества. Заставьте читателя сосредоточиться на одном из персонажей и на время позабыть о других. Дайте всю необходимую информацию, но пусть на тот момент она кажется неважной.

Но чтобы ваш сюрприз действительно заиграл, он (или один из вариантов развития событий) должен вызывать у читателя какие-то эмоции. Проще всего это сделать таким образом: позвольте читателю надеяться. Дайте идеальный вариант, сделайте вид, что такой исход не только возможен, но и наиболее вероятен. Читатель расслабится. И все — его можно брать тепленьким.

Есть и другой способ. Хорошенько напугайте читателя. Дайте понять, что вы — жестокая, не останавливающаяся ни перед чем сволочь. Люди на самом деле не любят бояться и стараются избегать негативных эмоций. Поэтому втайне надеются, что вы, автор, создатель и господин всех этих замечательных персонажей, одумаетесь в последний момент и не станете никого сильно мучить. А когда выяснится, что станете, рухнувшие надежды лишь усилят страх и панику.

Как использовать чувства

Как уже было сказано, чувства — это нечто более продуманное и стабильное, чем эмоции. Чувства имеют историю. Поэтому, прежде чем играть с ними, вам придется установить более или менее крепкие отношения читатель-персонаж. При этом не стоит чересчур увлекаться эмпатией. Читатель вовсе не обязан чувствовать то же, что и ваши герои. Ваша задача — заставить его чувствовать что-то свое.

Другая хорошая новость, — зеркальные нейроны. Если в двух словах: когда вы что-то делаете сами или просто наблюдаете за кем-то, кто это делает, или читаете об этом, или просто вспоминаете, или представляете, ваш мозг работает примерно одинаково. Какой можно сделать вывод? Писательская мантра «показывай, а не рассказывай» верна не на 100%. Чтобы действительно почувствовать что-то вместе (или не вместе) с героем, читателю нужно сперва понять. Пусть на долю секунды, но продумать

Короче говоря, герои не только могут думать о том, что чувствуют, они и должны это делать. Для чего это нужно? Во-первых, это создает новый уровень определенности. Читателю уже не нужно угадывать, он может полностью сосредоточиться на чувствах. Вы как бы убираете мозг из уравнения. Во-вторых, это дает читателю возможность оценить собственные чувства. Солидарен ли он с героями, ощущает ли то же самое? А если нет, то почему? В какой момент они разошлись?

Анализировать чувства лучше постфактум. То есть дали читателю яркую сцену, нагнали драмы и пафоса, потом — небольшая передышка. И героям, и читателям нужны иногда моменты тишины и рефлексии. Для чего они:

  • чтобы осознать и проанализировать случившееся и возможные последствия;
  • чтобы логически встроить произошедшее в общую картину;
  • чтобы сообразить, что делать дальше.

Герои разбирают свои чувства и эмоции, читатели — свои. Не обязательно, чтобы они это делали синхронно, параллельно или хотя бы осознанно. Позвольте своим персонажам быть краткими. Слишком длинные простыни размышлизмов и страданий быстро наскучат читателям, которые думают быстрее, чем читают, и уже успели все понять и интерпретировать. Ограничьтесь парой абзацев. Ваша цель — не скормить читателю все с ложечки и в разжеванном виде, а позволить ему осознать собственные чувства. Если все идет как задумано, читатель не станет отрываться от книги, он ее вообще из рук не выпустит. Поэтому темпом и направлением мыслей своих читателей должны управлять вы, автор романа.

Теперь поговорим о том, как анализ чувств сделать интересным и неожиданным.

  • До самого дна. Тут работает тот же принцип, что и с эмоциями. Есть вещи очевидные, которые лежат на поверхности, и более глубокие и забитые. Удивите читателя — начните с какого-нибудь глубинного сокровища, о котором он еще не успел подумать.
  • Объективизация. Дайте чувству физическую аналогию. Например: она чувствовала, как стыд жжет изнутри, словно солнечный ожог под кожей.
  • Сравнение. Испытывал ли уже ваш герой нечто подобное? Когда? В тот разно было лучше или хуже? Почему?
  • Оценка. Чувствовать это — хорошо или плохо? Правильно или постыдно? Как бы в такой ситуации повел себя кто-то более сильный и мудрый?
  • Оправдание. Почему герой чувствует именно это? Почему именно такая реакция наиболее естественна для него?
  • Последствия. Как чувство влияет на ситуацию? Что оно изменило в герое? Чему научило? Или, наоборот, с этим чувством следует бороться?

Взболтать, но не смешивать

Эмоции позволяют персонажам расти и меняться. Когда эмоции становятся чувствами, изменения «цементируются», становятся очевидными. Это происходит за счет рефлексии и принятия решений.  Каждый переход из эмоции в чувство — это шаг к самопознанию и кульминации. Но, самое главное, каждый такой момент заставляет читателя анализировать собственные эмоции, чувства и взгляды. Возможно, у него даже получится открыть в себе что-то новое, взглянуть на вещи с другой стороны, перенять опыт. Благодаря вашей книге. Здорово, правда?

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Эмоции vs чувства

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.