Флешбэк или флэшбэк (англ. flash — вспышка, озарение; back — назад), обратный кадр — в искусстве — художественный приём, временное прекращение повествования сюжетной линии с целью демонстрации зрителю событий прошлого.

Истории бывают удобные и неудобные. Первые состоят из сцен, разделенных небольшими временными промежутками и вмещающих в себя все, что необходимо знать читателю. С ними просто. Вы начинаете с начала и пишете до самого конца.

Со вторыми сложнее. Они, словно капельки ртути, растекаются по временной карте: сцены настоящего, сцены детства главного героя, сцены позапрошлого вторника или тысячелетия (привет, Михаил Афанасьевич!). И даже после проверки ни одна из них не оказывается лишней. Поэтому вы собираете волю в кулак и говорите себе: я должен написать флешбэк.

А дело это опасное. Потому что даже у самого гениального флешбэка есть один огромный недостаток: он уже случился. Флэшбеки находятся вне времени вашей истории и потому, как ни пиши их, уже устарели. Вчерашний хлеб всегда будет менее вкусным, чем свежеиспеченный. А события во флешбэке — менее увлекательными, чем те, что происходят в настоящем.

Но, несмотря на это свое досадное качество, флешбэки частенько оказываются полезны. Они помогают читателю понять мотивацию героев, рассказывают, как те докатились до такой жизни, с чего все началось и почему вдруг стало таким, наконец, они просто сообщают нужную информацию о событиях, которые произошли слишком давно — десятки, сотни лет назад.

Как написать флешбэк

Вообразим такую ситуацию. Ваш главный герой, Гарри, узнает, что его сына арестовали за нелегальное ношение оружия. Когда-то давно отца Гарри застрелили во время неудачного ограбления, причем сам Гарри, будучи еще ребенком, при этом присутствовал. Память об этом повлияла на то, как он взрослел, сформировала его взгляды и отношение к оружию. Так как же Гарри станет себя вести теперь, когда его собственный сын, Джек, взялся за пистолет? И, главное, как объяснить читателю, почему Гарри ведет себя именно так?

Есть три варианта:

  1. Рассказать об убийстве в экспозиции или заставить Гарри размышлять о случившемся. Но есть проблема. Гибель отца — слишком важный и эмоционально насыщенный эпизод, чтобы целиком отдать его на пересказ и тем самым упустить возможность сыграть на чувствах читателя.
  2. Начать историю со смерти отца Гарри, а потом скакнуть на 30 лет вперед к моменту ареста Джека.  Но в таком случае у истории будет как будто два начала, что не есть хорошо. Читатель только примерится к одной ситуации — и бац, она уже далеко-далеко, декорации изменились, на смену одним героям пришли другие, и речь уже вроде совсем не о том…
  3. Написать флешбэк. Как уже говорилось, вариант не лишен недостатков, но иногда лучшего просто не найти.

О том, как написать флешбэк с наименьшими потерями, и поговорим.

3 правила путешествий во времени

1. Флешбэк идет после сильной сцены

А это значит, в частности, что книга не должна начинаться с флешбэка. Не стоит его пихать и сразу после коротенькой, невыразительной экспозиции типа:

Гарри смотрел в окно. Холодный дождь хлестал по желтой, выцветшей траве и голым деревьям. Это напомнило ему один день, тридцать лет назад, — день, который изменил жизнь Гарри навсегда.

Собственно, сцена ни о чем. Ее даже и сценой-то назвать можно лишь с натяжкой. Ничего не происходит. Читатель еще не знает, кто такой Гарри, и ему по-барабану его прошлое. А все почему? Потому что пока для читателя не существует настоящего.

Начните книгу с сильной сцены в реальном времени (относительно основной сюжетной линии, разумеется), с чего-нибудь интересного, живого, что сразу заставит заинтересоваться персонажами. С действия, непосредственно связанного с основным конфликтом — неважно, идет речь об убийстве, кризисе среднего возраста или сломавшемся ногте. Если первая сцена окажется достаточно захватывающей и длинной, чтобы зацепить читателя, то следом за ней уже может идти и флешбэк.

Но что если их несколько? Если вы работаете над романом, повестью или очень объемным рассказом — ничего страшного. Если же нет, то подумайте хорошенько, нужны ли вам на самом деле эти флешбэки. И если нужны, убедитесь, что им предшествуют яркие сцены в настоящем. Не стоит перепрыгивать из одного флешбэка в другой, особенно если второй находится в прошлом относительно первого. Читатели, как правило, начинают путаться, раздражаться и писать нелестные отзывы.

2. Флешбэк четко ориентирован во времени и пространстве

Если включаете машину времени, поставьте в известность читателей. А то они, обнаружив, что вот уже полсцены находятся в прошлом, и осерчать могут. То же самое касается географии. Если читатель не может сходу понять, где и когда происходит действие, то и втянуться в повествование у него не получится.

3. Используйте языковые средства

Читая, мы часто не замечаем особенностей морфологии или синтаксиса, однако они регистрируются нашим подсознанием и влияют на восприятие. Чтобы сделать границу между настоящим и флешбэком более явной, подключите средства языка: форму глаголов, построение предложений, наличие слов-маркеров.

Если основная история рассказывается в настоящем времени («она занимает свое место в автобусе и смотрит в окно: мимо проплывают дома, тротуары, люди…»), то достаточно переключиться на прошедшее. Это просто. Если все повествование ведется в прошедшем времени («она заняла свое место в автобусе и стала смотреть в окно: мимо проплывали дома, тротуары, люди…»), то придется напрячь воображение. Можно, к примеру, начать флешбэк с изменения залога (перейти с активного на пассивный) или вида глаголов (с совершенного на несовершенный), с риторических вопросов или восклицаний, инверсии, символических деталей…

При этом достаточно нескольких предложений. Весь флешбэк писать в этом необычном, измененном, стиле не нужно. Особенно, если флешбэк длинный. Пара фраз в начале и столько же в конце — просто чтобы обозначить границу.

Обрамление

Обрамление — вид композиции повествовательного произведения, при котором одна или несколько фабульных единиц (новелл, сказок, басен, притч) объединяются путем включения их в самостоятельную фабульную или нефабульную единицу — рамку.

В так называемом цикловом обрамлении налицо более или менее механическое соединение ряда самостоятельных повествовательных единиц, введение которых обычно мотивируется беседой или спором действующих лиц обрамляющей повести или ссылками автора рамки на те или иные случаи.

Художественный метод реализма предпочитает технику обрамления отдельной повести, принципиально отличную от техники циклового обрамления. Тут обрамление органически слито с обрамляемой фабулой: оно или обосновывает те или иные особенности её развертывания, противоречащие обычным формам реалистического повествования (введение фантастики, предвосхищение действия во времени, мотивировка особенностей сказа — архаизмов, диалектизмов и т. п.), или подкрепляет теми или иными указаниями фикцию действительности сообщаемого (указание места и времени, рассказ свидетеля и т. п.).

Обрамление может быть любой длины: от подзаголовка до сотен тысяч слов. Оно относится ко времени, когда основные события уже завершились и кто-то, протагонист или автор, говорит, что собирается рассказать историю. При этом он может заранее сообщить ее финал.

Джон Ирвинг так начинает свою «Молитву об Оуэне Мини»:

«Я обречен до конца жизни помнить этого мальчишку со странным, пронзительным голосом — и вовсе не потому, что у него был такой голос, и не потому, что он был самым маленьким из всех, кого я знал, и даже не потому, что он явился орудием смерти моей мамы, а потому, что он привел меня к Богу. Я стал христианином благодаря Оуэну Мини».

Перед нами практически краткий пересказ книги. Казалось бы, зачем это Ирвингу? Почему бы не заставить читателя гадать, выживет ли мать героя, обретет ли он веру и т д.? Очевидно, автор посчитал, что таким образом приобретет больше, чем потеряет. Например, подобная композиция позволяет протагонисту взглянуть на все происходящее как бы со стороны и интерпретировать события уже с высоты своего нынешнего опыта. Читатель получает сразу два взгляда: молодого человека, с которым что-то происходит, и человека зрелого, который рассказывает, как это отразилось на его дальнейшей жизни. Два героя в одном. И книга становится богаче, глубже.

Но, прежде чем использовать этот прием, хорошенько подумайте. Чтобы рамка окупилась, она должна контрастировать с основным повествованием. Вы жертвуете частью интриги и эмоциональной напряженностью — а это может стать либо гениальным ходом, либо фатальной ошибкой. Поэтому, если не уверены, лучше не рискуйте.

 

Л.П. Хартли писал: Прошлое — это другая страна. Флешбэки позволяют ненадолго заглянуть в нее.

Перевод статьи Нэнси Кресс.

Как написать флешбэк
Метки:        

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.