Что есть история как не набор сцен? Они следуют одна за другой — и в итоге получается история. На практике все, конечно, немного сложнее. Сцены должны сочетаться: логически, сюжетно… А если не сочетаются, то дело плохо, и такие сцены лучше спрятать подальше и никому не показывать. Как бы печально это ни было, а ненужные, лишние сцены — одна из самых распространенных писательских ошибок. И далеко не только у новичков.

Почему так происходит? Очень часто за деревьями не видно леса, вы пишете, вкладываете душу, время, силы, эмоции… и рабочей памяти банально не хватает, чтобы проанализировать сцену еще по одному пункту: а нужна ли она вообще? Другой вариант: вы знаете, что сцена ни на что не влияет, но она такая вкусная! Она смотрит на вас бездонными, преданными глазищами, трогает мягкой лапкой и так жалостливо спрашивает: хозя-я-яин, можно я останусь? Ну как тут отказать?

Короче, в этой статье я расскажу, как правильно пинать милых зверюшек… ну, то есть лишние сцены.

Лишние сцены

Какие сцены — лишние?

Фундаментальная разница между книгой и фильмом
заключается в том, что длина книги не привязана
к объему мочевого пузыря читателя.
Эшвин Санги

В сравнении с пьесами и фильмами, книга — ненасытное чудовище. Она как троллейбус, в нее всегда можно впихнуть еще одного человека… или сцену. И чем она объемнее изначально, тем больше ненужных эпизодов сможет вместить и при этом не лопнуть. Это хорошая новость.

Перейдем к плохой. Чем объемнее книга, тем сложнее вам, автору, отыскать действительно лишнее. Особенно, если книга написана недавно, и вы все еще считаете ее частью себя.

И все же, о каких сценах идет речь? Универсальной формулы, как всегда, не существует, для каждой книги лишние сцены индивидуальны. Не всякую жену убил именно муж, но, тем не менее, он всегда является первым подозреваемым. Так и представленный ниже список не гарантирует, что именно эти эпизоды вам не нужны, но с них стоит начать расследование.

1. Отношения второстепенных персонажей

Частенько второстепенные персонажи оказываются самыми занимательными товарищами в истории. И у автора возникает противоестественное желание познакомиться с ними поближе. Я не утверждаю, будто отношения второстепенных персонажей между собой или с протагонистом не нужны. Наоборот, через их взаимодействия может раскрываться тема, они могут оказаться ключевыми для сюжета и т.д. Но если банан — это просто банан? Очень часто этим грешат авторы любовных произведений. Легкий флирт где-то на стороне, между слугами, между главной героиней и неважным мальчиком из параллельного класса… Присмотритесь к ним и, положа руку на желудок, ответьте: читателю действительно нужно об этом знать?

2. Из пункта А в пункт Б с мучительными подробностями

Вы меняете локацию, прыгаете туда-сюда во времени, и потому, как хорошие писатели, должны оповестить читателя: где, когда, кто и т.д. И вы помните, что нужно не рассказывать, а показывать… и начинается путешествие из Владивостока в Москву через Кейптаун.

Присядьте, сейчас будет шокирующая информация. Вы не должны «показывать» то, что не имеет значения для истории. Фух! Я это сказала!

Ваша героиня едет в метро на день рождения бабушкиного пекинеса? Забейте на метро. Вход, выход, пересадка на другую линию — это не интересно. За исключением случаев, когда в одном из переходов нашу Красную Шапочку поджидает серый волк. Для большинства же достаточно сказать, что героиня переместилась на двенадцать километров в юго-западном направлении посредством подземной железной дороги. Все.

3. Повторение — крестная мать занудства

В жизни вашей главной героини произошло нечто чудесное. Читатель был тому свидетелем. Но в следующей сцене раскрасавица звонит лучшей подруге и пересказывает случившееся: Алло, Галочка, ты сейчас умрешь!.. Понимаете, да? Такими же лишними будут судебные заседания, интервью, отчеты для начальства — все, что пересказывает уже известную информацию.

Внимание, рассказ Пуаро, кто убил Кенни и как сам Пуаро до этого дошел, к лишним сценам не относится.

4. А теперь про блох!

Есть такой старый анекдот:

Приходит студент в ветеринарную академию на экзамен по биологии, но ничего не знает, кроме строения блохи. Достался ему билет про корову. Он выходит и начинает:
— Корова — это такое животное, на четырех ногах, покрыто шерстью. В шерсти водятся блохи…
И дальше рассказывает все про блох. Преподаватель его останавливает и говорит:

— Хорошо, хорошо. Расскажите нам лучше про собаку. Студент опять начинает:
— Собака — животное на четырех ногах, покрыто шерстью, в шерсти водятся блохи.
И дальше рассказывает про блох. Экзаменатору это надоело, и он говорит:

— Ладно, расскажите нам про рыбу.
— Рыба — это животное, которое живет в воде. Шерсти у рыбы нет, но если бы была, в ней водились бы блохи…

К чему я это? Допустим, ваш герой — нумизмат, и он желает приобрести в коллекцию десяток новых монет. Сами монеты никакой роли в сюжете не играют, но вы подготовились, прочитали несколько талмудов по нумизматике (или просто этим увлекаетесь) и хотите поделиться знаниями с читателем. И начинается рассказ про каждую монетку. Не надо так.

Нас учили, что видовые понятия — это плохо, что всегда надо говорить конкретно, в деталях… Но почему-то забыли упомянуть, что детализация не должна становиться самоцелью, основной идеей произведения или отдельно взятой сцены. Если какой-то эпизод существует лишь для того, чтобы сообщить читателю какую-то информацию, — к черту такой эпизод.

Почему лишние сцены — это плохо?

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха… Возможно, читая статью, вы подспудно перебирали сцены собственной нетленки и заметили, что некоторые их них могут показаться лишними. Неужели их теперь выбрасывать? Зачем?

Рассказываю.

1. Это скучно

Чтение книги как первое свидание. Вы, автор, изначально любите свое детище, иначе бы не сели его писать, но читатели смотрят на все иначе. И если заботливая мамочка сотрет грязь с вашего лица и забудет, то пышногрудая красотка может отказать, просто потому что заметила у вас на щеке остатки зубной пасты. Чтение телефонного справочника или кучи неважной для сюжета информации — это скучно. А читатели хотят, чтобы их развлекали.

2. Это сбивает с толку

В отличие от вас, читатели не знают, чем все закончится. И они по умолчанию считают, что все, что вы им даете, важно. Так что они до самого конца могут не знать, что какая-то сцена — лишняя. Возможно, они даже основывают на ней какие-то свои теории и догадки. Язык отличный, сюжет улетный, герои — загляденье!.. Но в итоге читатель оказывается разочарован.

3. Это разжижает сюжет

Допустим, вы пишете политической триллер. Страсти кипят, головы летят — красотища! И вот ваш герой заводит роман с журналисткой, вы подробно о нем рассказываете… Чудесно, если это сыграет ключевую роль в основной интриге. Но если их отношения не влияют на предвыборную кампанию, на решения главного героя, его будущее, то зачем они? Это триллер или любовный роман?

4. Это портит структуру

История должна восприниматься как единое целое, даже если это новеллизированное «Криминальное чтиво». Лишние сцены в таком случае напоминают лишние нити в гобелене, лишние мазки на картине, неосторожно нажатую клавишу во время исполнения симфонии… Они просто лишние. Они портят общее впечатление. Хотя бы за счет того, что на их фоне нужные эпизоды теряют свою выразительность и логику.

3 способа обнаружить лишние сцены

Надеюсь, убедила? Тогда переходим к самому интересному. Как найти лишние сцены и обезвредить? Самое первое, что вы должны сделать, — это прочесть собственное творение, эпизод за эпизодом, и проанализировать их. Осознанно. Не надейтесь, что проблемная сцена сама выпрыгнет на вас, почесывая хоботом спинной плавник. Нет, в этом танце ведете вы. И с каждой сценой проделываете следующие манипуляции:

1. Мысленно удаляете сцену

Уберите мысленно какую-то сцену и посмотрите, как на это отреагирует сюжет. Что станет с логикой событий? Развитие персонажей по-прежнему будет тем же? А их отношения — они останутся без изменений? Если вы ответили утвердительно на все три вопроса, то удалите сцену не во сне, а наяву. Если только на один или два — доработайте сцену. Или удалите ее, раскидав предварительно все, что в ней было хорошего, по другим эпизодам.

2. Находите любимчиков

Перечислите свои любимые эпизоды и приглядитесь к ним повнимательнее. Как правило, лишние сцены заводятся именно здесь. Задайте себе вопросы из предыдущего пункта и не верьте ответам. Перепроверяйте. С паяльником. Дважды. Трижды. Любимчики по-прежнему важны и нужны? Поздравляю, вы счастливый человек!

3. Проверяете структуру эпизодов

Наконец, есть возможность формально оценить нужность той или иной сцены. Когда все на своем месте, сцены взаимосвязаны, каждая следующая вырастает из предыдущей. Достигается это за счет продуманной структуры.

Сцена делится на две части: действие и последствие.

Действие:

  • Цель
  • Конфликт
  • Неудача

Последствие:

  • Реакция
  • Дилемма
  • Решение

Если чего-то не хватает, возможна проблема. Сцена в этом случае не обязательно окажется лишней, но кое-какие корректировки все же помогут ее улучшить.

Будьте требовательны к себе и своим текстам. Проверяйте их. Ищите и удаляйте лишние сцены. Если где-то что-то не на своем месте, это всегда заметно. Просто будьте внимательны и не бойтесь правок. Тогда на выходе получите роман, от которого просто невозможно оторваться!

Перевод статьи К.М. Уилэнд.

 

Подпишитесь на Рассылку, чтобы получать информацию о новых статьях:

Лишние сцены и что с ними делать
Метки:    

Лишние сцены и что с ними делать: 3 комментария

  • 19.02.2016 в 13:39
    Постоянная ссылка

    Вот это чертовски полезная статья! После написания большого текста в нем всегда обнаруживаются лишние сцены. Тут хорошо написано, как облегчить себе их поиск.
    Беру в закладки 🙂

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.