Как написать книгу, к которой читатели станут возвращаться снова и снова?

Смиритесь с тем, что у некоторых читателей есть отвратительная привычка перед прочтением заглядывать в конец книги, читать последнюю строчку, искать в сети спойлеры или расспрашивать знакомых. Еще до того, как Гарри получит письмо из Хогвартса, они узнают, что шрам не побеспокоит его еще девятнадцать лет. Они заранее знают, что Дарт Вейдер — отец Люка и что Лору Палмер убил ее отец. Подобное действие способно убить вашу книгу? Очень жаль. Если все держалось лишь на том, что читатель не знает, то фактор перечитываемости у книги невысок. Как это исправить? Давайте разбираться.

Что такое фактор перечитываемости?

Вот это поворот!Многим кажется, что вопрос «что же случится дальше?» — самый главный в художественной литературе. Если читатель не глотает текст, не перелистывает отчаянно страницы, то книга не удалась. И, честно говоря, спросить с подобным утверждением сложно. Да, разумеется, читателю должно быть интересно. Но насколько ему должно быть неожиданно? В одной из прошлых статей мы уже говорили о том, что на самом деле читатели не особенно жаждут удивляться. Иногда выполненное обещание, сбывшееся предсказание, работают даже лучше «вотэтоповорота»!

Возвращение к любимым историям

У меня много любимых книг, одну какую-то выделить сложно, но перечитать хочется далеко не все. Есть даже среди любимчиков особенные произведения, к которым тянет снова и снова. Их хочется заново пережить, перепрочувствовать, вглядываться в слова, проговаривать вслух отдельные фразы, вздрагивать, когда на сцене появляется главный злодей, и плакать, когда герои наконец уже… Ну, вы и сами знаете. Уверена, у каждого есть такие книги/фильмы/музыка, которые можно гонять по кругу, пока глаза не вытекут и уши не отвалятся.

Самое потрясающее в таких книгах — это то, что с каждым новым прочтением реакции не притупляются. Иногда они даже становятся острее, ярче. Это — фактор перечитываемости.

Книга, которую хочется перечитать

(далее…)

Антигерой, или Читательницы любят плохих парней

АнтигеройСначала немного теории:

Антигерой — условный тип литературного героя, лишённый героических черт, но несмотря на это занимающий центральное место в литературном произведении. Близкими к антигерою понятиями являются трикстер и байронический герой.

Итак, антигерой отличается от просто героя тем, что он не совершенен. И уже поэтому близок и понятен читателям. Не везде вам будут нужны идеальные представители рода человеческого, рыцари без страха и упрека, которые дерутся как Стивен Сигал, играют на гитаре как Стивен Вай, думают как Стивен Хокинг и говорят как Стивен Фрай. Их даже можно не называть Стивенами. Вспомните Макбета, Гамлета, Раскольникова и т.д. У каждого — вагон недостатков, и все равно они нравятся читателям.

В чем секрет? О, он прост. Несмотря на собственное несовершенство, антигерои все равно достигают целей, совершают великие поступки, растут над собой, страдают и любят. Одним словом, они вдохновляют. Хотите еще примеров? Добавим огоньку. Как насчет Кристиана Грея из «50 оттенков серого»? Вот уж чьи тараканы можно грузить бочками. А сколько у него фанаток? Короче, антигерои классные.

Так как же создать совершенное несовершенство?

(далее…)

Как НЕ написать роман

Как НЕ написать романЭту статью стоило бы написать в духе «Вредных советов» Григория Остера, но потом я решила, что так ее воспримут скорее как шутку. А ведь тема-то важная! Поэтому вот вам очень-очень серьезная проза. Кто хоть раз улыбнется в процессе чтения — на расстрел!

 

1. Ждите вдохновения

Возьмите ноутбук или планшет и отправляйтесь туда, где вам лучше всего пишется. Может быть, в кофейню? Многие авторы так делают. Сядьте поудобнее, сожмите кружку в ладонях, вдохните аромат… Потом сделайте первый глоток, неторопливо, задумчиво. Клавиатуру не трогайте. Лучше выгляните в окно. На птичек, на людей. Если окна нет, просто наблюдайте за другими посетителями кофейни. И пусть они видят, как напряженно вы думаете.

Это очень важно — дождаться вдохновения. Однажды оно снизойдет и наполнит вашу жизнь огнем творчества.

А до тех пор — ни словечка! Если нечистый все же подговорит вас включить ноутбук, лучше разложите пасьянс. Вдохновение может пробраться только в свободную от мыслей голову.

Впрочем, если это читают те, кто по какой-то причине все-таки хочет написать роман, им лучше действовать наоборот. Таким ждать вдохновения не обязательно. Эти странные люди просто пишут, а вдохновение к ним приходит в процессе. Или не приходит. Но они все равно пишут. Инопланетяне, наверное…

Свой человек на Альфе Центавра сообщает, что они решают все мелкие писательские проблемы быстро и по мере их возникновения, а крупные оставляют на то время, когда будет дописан первый черновик. А еще они придумывают себе дневную норму (которая, кстати, не включает в себя время на размышления о романе, гонорарах и автограф-сессиях, а только количество написанных знаков или слов) и не перечитывают уже написанное каждый раз, когда садятся за компьютер (максимум — просматривают то, что написали в прошлый раз, чтобы «втянуться» в текст, при этом почти не внося исправлений!).

И однажды они дописывают свой роман.

(далее…)

Глава: инструкция по применению

Глава: инструкция по применениюЧто есть глава? Пронумерованный или озаглавленный кусок текста. Но какого размера он должен быть? С чего лучше начинать главу и чем заканчивать? Зачем вообще нужно делить текст на главы?

Для чего нужны главы?

Действие в рассказе может происходить в одном доме или одном городе. В нем может быть всего один герой, который, к примеру, планирует вечеринку или прячет в лесу труп. Так или иначе, читатель может устроиться с чашечкой чая на диване и прочитать такой рассказ в один присест. С романами так не выходит. Они длинные. И главы в них играют роль указателей: «Присядь. Сейчас будет круто!» или «Можешь наконец выдохнуть». Так что, деля текст на главы, вы делаете его более понятным и комфортным для читателя.

Кроме того, главы задают ритм произведения. Каждый отступ, спуск на полосе или заголовок — это маленькая пауза, которая позволяет читателю перевести дыхание и выгрузить произошедшее в предыдущей главе из оперативной памяти в долговременную.

С помощью глав также можно дразнить читателей. Если в самом конце происходит что-то важное или неожиданное, такая глава оставляет кучу вопросов, и читатель просто вынужден листать дальше.

(далее…)

Без плана и без проблем

Поиграю-ка я в адвоката дьявола. По поводу планирования было сказано немало. И спорили на эту тему часто и многие. Но, сколько бы ни говорилось, что план — это всего лишь полезный инструмент, всегда находятся страдальцы, уверенные, что их в чем-то притесняют. Поэтому говорю еще раз, громко и по слогам: писать без плана можно. Нужно ли лично вам — другой вопрос.

Тем не менее, справедливости ради, рассмотрим вариант, когда от плана лучше отступить, а то и вовсе обойтись без него.

В феврале 2014 года в интервью «Сандэй Таймз» Дж.К. Роулинг призналась, что Гермиона осталась с Роном только потому, что ей, Дж.К.Роулинг очень этого хотелось. Достовернее был другой исход. Герои и история вели в ином направлении, но… Но отказаться от заранее придуманного писательница не смогла.

И в этом главный недостаток предварительного планирования. Если слишком цепляться за выстроенные сюжетные перипетии и решения, результат может получиться нелогичным, недостоверным. Стоит ли отказаться от уже придуманного, если текст зажил собственной жизнью и ведет куда-то не туда?

Да. Несомненно.

Без плана и без проблем

(далее…)

Почему не стоит писать каждый день

Обычно я не увлекаюсь мотивационными постами, но этот меня зацепил, и им захотелось поделиться.

Почему не стоит писать каждый деньИтак, почему не стоит писать каждый день?

Всем не раз и не два приходилось слышать, что добиться чего-либо на литературном поприще можно лишь практикой. Пиши, пиши, пиши! — твердят они. Пиши много, пиши каждый день. Пусть это станет привычкой. Адептам ежедневного писательства не страшен творческий кризис, качество их текстов постоянно растет, алки плодятся, книжки издаются…

Мы все в это верили. И пробовали. Ставили себе цель. Идеальную цель. Например, 10 000 знаков каждый день. И в первое время все было прекрасно. Просто чудесно! Мы писали и были ужасно горды собой. Но потом что-то случалось. Голова заболела, ребенок простудился, аврал на работе, день рождения супруга, брат приехал из Америки… И вот мы начинаем давать себе поблажки. Один день пропустили, два… Жизнь идет своим чередом, и писательство уже не возглавляет список важных дел. В конце месяца мы смотрим, считаем и понимаем, что писали всего 10 дней.

Это, мягко говоря, огорчает. «Зачем все это? — в сотый раз спрашиваем мы себя. — Все равно я не смогу придерживаться расписания. Я никогда не стану настоящим писателем». И для некоторых на этом все действительно заканчивается.

(далее…)

Как вычитать текст, если он ваш собственный

Как вычитать текстЭта статья только для тех счастливчиков, что закончили хотя бы первый черновик романа. Если вы все еще на стадии написания, пройдите мимо и простите им их счастье. Речь здесь пойдет о том, как вычитать текст романа целиком, а не о мелких правках, которые могут совершаться ежедневно.

Итак, вы герой. И специально для вас Антонио Тули и Пегги Карутерс подготовили 8 геройских лайф-хаков для вычитки текста.

1. Сделайте перерыв

Я знаю, вас ужасно тянет взглянуть, чтобы же получилось. Но не стоит торопиться. Скорее всего, вы слишком вымотаны написанием романа, чтобы сразу взяться за редактирование. Эндорфины бурлят. Вы этого не замечаете, но мозг ваш работает на пределе, а внимательность оставляет желать лучшего. Подождите, пока схлынут гормоны.

(далее…)

Как написать постельную сцену

Небольшое вступление.

Jahpot стараниями какого-то дорого подписчика утек в сеть, поэтому не вижу смысла держаться за «уникальные» статьи. Буду вычитывать и выкладывать в общий доступ. А в качестве плюшки для подписанных на рассылку товарищей изобрету что-то новенькое. Всем спасибо!

Как написать постельную сцену

Sex sells («секс продается»), говорят они. В литературе не меньше, чем в жизни. Но написать постельную сцену подчас бывает непросто. А в некоторых случаях даже рискованно. Ведь если не удалась любая другая сцена, читатель фыркнет, пожмет плечами и вскоре забудет. Но если вы умудрились налажать со сценой постельной… вам это припомнят. И не раз. Потому что постельная сцена может быть либо хорошей, либо очень, очень, очень плохой. Третьего не дано.

Нужна ли вам постельная сцена?

Если вы пишете эротический роман, тут и думать не о чем. Чем больше, тем лучше. Читатели ждут подробностей. Постарайтесь их не разочаровать. Но для остальных жанров это правило неприменимо. Если в описании вашей нетленки не стоит «эротический», то жаркие постельные сцены не только не обязательны, но прямо-таки не рекомендованы.

Я не призываю к целибату, просто говорю, что книга может быть горячей и возбуждающей и без откровенной клубнички. О том, как не шокировать читателей, не оскорбить чувства верующих и не наделать глупостей, и пойдет речь ниже.

Постельная сцена

(далее…)

3 акта романа

Трехактная структура романа — это уже из разряда классики. Кто о ней только не писал, но я (вслед за К.М. Уилэнд и Мэттом Геммеллом) пойду чуть дальше и сделаю упор на визуализацию. Итак, вот как выглядят знаменитые 3 акта:

3 акта романа
(далее…)

Эмоции vs чувства

От создателя «Механики страсти» Дэвида Корбетта. Сентябрьский выпуск Writer’s Digest принес очень вкусное и полезное в быту.

Эмоции vs чувства. Различаем и учимся применять

Разница между чувствами и эмоциями скорее количественная, чем качественная. Чувство — это эмоция, которая стала привычной, понятной, осознаваемой и используемой. Мы знаем, какие чувства вызывает у нас другой человек, и относимся к нему соответствующе. Эмоции же спонтанны и неконтролируемы.  Они приходят, когда их не ждут, причем даже в тех ситуациях, когда все кажется давно знакомым и привычным. Гнев — это эмоция. Презрение — чувство.

И эмоции, и чувства важны в литературе: как художественной, так и не очень. Но обращаться с ними следует по-разному — из-за их различий.  Тем не менее в обоих случаях нужно прежде всего понимать, чего хотят читатели. У каждого из них свой опыт, отличный от вашего или даже от опыта ваших персонажей. И, в первую очередь, они хотят этот опыт перенять, обогатиться за счет его. И уже на ваши плечи как автора ложится задача сделать процесс наиболее приятным и целенаправленным.

Эмоции и чувства

(далее…)